Здравствуйте, дорогие читатели. Что это я все об игровом кино? В конце концов, синематограф начинался с документальных кадров. В этой статье я немножко расскажу об одной из глыбищ современной документалистики – американце Кене Бернсе – и чуть более подробно остановлюсь на прекрасном 12-серийном фильме с простым названием «Джаз».
Бернс знаменит прежде всего как мастер изготовления гигантских фолиантов о ключевых событиях и явлениях американской истории. Для него фильм на полтора часа – короткометражка. В своих картинах режиссер использует какие-то невероятные тонны фотографий, часы свидетельств и комментариев, километры фактов. Звучит не так чтобы очень захватывающе, но его дотошность, стремление показать как можно детальнее картину времени вкупе с интересным рассказом, афористичными цитатами, идеальным закадровым текстом, начитанным идеальным голосом, срабатывает, и от фильма в итоге не оторваться.
Мало кто может выжать столько занимательного и поэтичного из обычных фотоархивов, как Бернс. Практически не пользуясь современными технологиями, полностью отказываясь от компьютерной графики и анимации, он нашел свой способ вдохнуть жизнь в старые снимки. Для него есть даже специальное название - «эффект Кена Бернса». Прием кажется довольно простым: кадр словно «плывет» вдоль снимка, порой увеличивая тот или иной фрагмент, акцентируя внимание на человеке или какой-то важной детали. За счет этого закадровый текст получает очень точное визуальное воплощение, и уже забываешь, что перед тобой лишь история с картинками.
В России наиболее известны, пожалуй, три сериала Бернса – «Гражданская война» (1990, 680 минут), «Джаз» (2001, 720 минут) и «Вьетнам» (2017, 1031 минута). «Гражданская война» - масштабная сага о противостоянии Севера и Юга США 1861 – 1865 годов, когда южные штаты отделились от государства из-за решения Авраама Ликольна отменить рабство чернокожих. Режиссер повествует о судьбах как генералов, так и простых солдат. Фильм стал мегапопулярен в Штатах, хотя Бернса и упрекали, что тему рабства он раскрыл недостаточно.
«Вьетнам» - самое подробное экранное изложение истории войны во Вьетнаме (1955 – 1975), в которую американцы ввязались в 1965-м. Я этого фильма еще не видел, но те, кто посмотрел, уверяют что по степени трагизма и глубины авторского высказывания эта документалка, наполненная интервью ветеранов, не уступает лучшим игровым фильмам о Вьетнаме.
Мой же самый любимый сериал – «Джаз». Бернс прослеживает историю музыкального направления от его истоков в музыке уличных оркестров, песнях «менестрелей» и блюзе - до 80-х годов XX века, когда джаз сумел полностью себя переосмыслить и наплодить великое множество стилей.
Режиссер не обходит вниманием ни единого мало-мальски значимого джазового музыканта, аранжируя музыкальными примерами из его творческого наследия фотоархивный видеоряд со вставками кинохроники. Особенно интересны комментарии приглашенного эксперта - выдающегося трубача и композитора Уинтона Марсалиса. Он буквально на пальцах (и трубе) объясняет, как синкопированный ритм произвел музыкальную революцию, почему Луи Армстронг – величайший джазовый новатор, где в джазе искать свинг, на каком базовом принципе основан вроде бы варварский бибоп и так далее.
Повествование поделено на 12 условных серий-эпох. Бернс фактически рассказывает столетнюю историю США через призму джаза. Отголоски рабства, расистский закон Джима Кроу, рождение направления, Первая мировая, Ревущие двадцатые, сухой закон, Великая депрессия, Вторая мировая, борьба за отмену сегрегации – все эти события накладывают отпечаток на джаз и его метаморфозы. Джазмены превращаются из кабацких таперов в дирижеров огромных свинговых оркестров, покоряют филармонические залы, уходят в камерную музыку и на радио, прячутся по клубам, триумфально возвращаются на фестивальные подмостки.
Бернс успевает рассказать, кажется, обо всех звездах джаза от Сиднея Беше до Майлза Дэвиса, выбирая все самое ключевое и драматичное в их жизни. В кадре делятся воспоминаниями старички и старушки, воочию видевшие легенд – скажем, пианист лучшей в истории джазовой певицы Билли Холидей или вдова умершего от наркотиков создателя бибопа Чарли Паркера.
Впрочем, это не сводный байопик о музыкантах – детали их биографий рассказываются фрагментарно, по мере того как они переступают из одной эпохи в другую. Так что, например, Элле Фитцджеральд или Дюку Эллингтону уделено 15 минут в одной серии, 20 – в следующей и так далее. Это байопик музыкального направления, сформировавшего пристрастия целой нации и ставшего главным вкладом этой нации в мировую музыку. Фильм неспешный, энциклопедически огромный, но если вам хотя бы немного интересен джаз, потратьте на него несколько вечеров – не пожалеете.