Увидел сценку в троллейбусе и вспомнил один случай – из жизни. С него и начну.
Женщина решила уйти от мужа-тирана. Это героическое решение, потому что у нее ни денег, ни знакомых с друзьями. Немного денег есть, но с ними не уйти. Как будто дверь в камере открыта. Уходи на все четыре стороны. Но вокруг горячая пустыня. А у тебя – маленькая бутылочка воды. Больше ничего.
Она об этом рассказала в небольшой компании. Все промолчали, а одна из слушательниц встрепенулась: «Да о чем разговор? Приходи ко мне и живи. Копейки не возьму. Устроишься на работу, место найдешь. А пока – живи. Самое главное, что ты молодец. Решилась. Оставь этого негодяя - жизнь свою спасай».
Вот такая великодушная добрая женщина. Она еще сказала, что у нее есть свободная комната. Сын женился и ушел в свою жизнь. А комната пустует. Так что можно прийти и жить в свое удовольствие.
Пообещала, что на первых порах поможет. Есть же некоторые бытовые вещи, без которых никуда. Например, постельное белье, или стирка, или место в холодильнике – мало ли?
Бедняжка выждала момент, когда муж куда-то удалился. Взяла паспорт, сумочку, сложила белье и свою одежду. Зубную щетку с полотенцем. Оставила записку. Именно записку, чтобы не по телефону. И ушла.
Приходит по адресу. Благодетельница дверь открыла. Холодно впустила. Провела в комнату. Сухо сказала, что привыкла ложиться в десять. Поэтому просит не шуметь.
В комнате диван, стол и пара стульев. Ни телевизора, ни книжки – ничего. Пустота. То есть только сидеть и помалкивать.
А еще было объявлено, что стирать нельзя, потому что машинка на ладан дышит. Пусть «жилица» найдет другие возможности.
От доброты душевной выделила уголочек в холодильнике. И даже чаем не угостила.
Беглянка поняла, что попала в беду. Домой не вернуться – сами понимаете. Это страшно, опасно. Во-первых, ушла из дома. Во-вторых, где-то ночевала.
Тогда почему «благодетельница» позвала? Даже настаивала на приглашении? А потому, что в этой небольшой компании сидела – начальница. Выпендриться захотелось. Только я не понимаю – зачем? Может, покрасоваться? Медаль ей не нарисуют, зарплату не увеличат, в должности не повысят. Зачем? Думаю, что именно покрасоваться.
Не спала всю ночь. Утром вышла из этой квартиры. Купила на остатки денег билет до родного городка. Приехала. Пришла к бывшим соседям. Люди сжалились. Помогли. Там и осталась. На работу устроилась. Окрепла и с тираном развелась.
В городке никого родных. Родители померли – никого.
Вот такой случай. А сейчас про сценку.
В магазине увидел женщину под семьдесят. Крепкую, здоровую, энергичную. Она купила какие-то продукты. Сложила в пакет. В руках палка, с которой старички по улицам гуляют. Я еще подумал: зачем ей?
Женщина шла свободно. Спокойно ставила палку на асфальт, не опираясь на нее. Как будто это деталь гардероба.
Пришли на остановку. Появился троллейбус. Женщина вошла так: зацепилась рукой за поручень, впереди себя – палку просунула. Это чтобы все видели. Поднялась кое-как и тут же начала нервно головой вертеть, искать свободное место.
Ее тут же, конечно, посадили. Надо же: в магазине и на улице двигалась легко, и спину держала, как балерина. Палочкой играла. А в троллейбусе втянула в себя голову, спину сделала бугром, лицо нервно напрягла, на нем – ищущая и страдающая физиономия.
Сара Бернар – великая артистка! Нонна Мордюкова! Людмила Гурченко!
Люди смотрели и жалели. Сочувствовали, наверное.
Сошли на одной остановке. Оказалось, что эта женщина живет в одном доме с моей дочерью.
Из троллейбуса выскочила, как школьница. И по лестнице поднималась свободно.
Ей, наверное, нравится, когда место уступают. Может, так она поднимает собственную значительность. Я понимаю, ехать несколько часов, а тут – пара остановок. Зачем? Для чего?
Только в зрелом возрасте понимаешь, что жизнь загадка. А душа человека - тем более.
А здесь все наоборот. Это снова - про загадочность жизни. "Служанка при муже".