Я - фанат книг. Читаю с 4 лет. Иногда запойно. Сейчас размеренно. И конечно же мне очень хотелось, чтобы и мои дети читали тоже.
Поэтому старшего я научила читать еще в раннем детстве.
Покупала книжки - одна интереснее другой!
Читала вслух и слушала его чтение.
Прям парилась!
❌ Сейчас понимаю: 1 и 4 пункты были однозначно лишними.
Может он в конечном итоге и полюбил бы чтение, но я с учебой и других дров наломала целый сарай - так что первый сын у меня в итоге получился нечитающий 🤪
Если надо - может.
Смысл прочитанного понимает.
Но для удовольствия не читает. Обидно, но что поделаешь.
...
Что ж.
Я сделала работу над ошибками. И к среднему сыну с обучением чтению вообще не приставала.
Читала вслух и читала для себя при нем.
Все.
И вот в какой-то момент (лет в 6 с половиной) он понял (не уверена, что у меня получится сейчас описать МАСШТАБ этого осознания, но я попробую), что его ОКРУЖАЮТ БУКВЫ!
И что в них есть смысл.
Просто он от него спрятан.
Но его можно понять, если умеешь читать.
Представляете?? 😃
Мир вокруг полон зашифрованных посланий!
Которые другие люди без труда расшифровывают.
А он пока не может.
Но может научиться.
И он начал складывать буквы в слова.
Сам.
Читал все!
Сидит за столом, ест суп и читает состав на банке со сметаной! 😀
В какой-то момент до него естественным образом дошло, что его возможности ограничены.
И он захотел с этим что-то сделать.
И сделал.
М - мотивация 🔥
Этот опыт был настолько вдохновляющим, что младших детей я тоже не трогала.
Матвей научился читать так же.
И Василиса вот буквально сейчас проходит через этот прекрасный этап. Ей 6,5, она как-то незаметно сама выучила буквы и вполне неплохо их друг с другом складывает. Правда, пока предпочитает писать, а не читать 😜
...
Что же дальше?
❤ Ведь мало научиться читать (физически мочь это делать). Надо ПОЛЮБИТЬ чтение!
Но как заставить полюбить?
Любовь и заставить - две вещи несовместные, правда?
Для себя я решила, что "полюбить читать" для меня важнее, чем "читать".
И акцент стала делать именно на это.
Если детей ограничить в экранном времени, они начинают скучать, ищут и находят себе какие-то другие занятия, в том числе иногда и книги, которых в доме достаточно.
А иногда не находят.
Начинают слоняться и ныть: "Мне скууууууучно!"
И я тогда говорю: "Ну, иди почитай!"
В ответ долгое время получала разочарованное, обиженное и даже злое: "Не хочу!"
И тогда отвечала: "Как жаль! Что ж, не хочешь, как хочешь, придумай что-то другое. Жалко, что ты не можешь получать от чтения такое же удовольствие, какое получаю я!"
То есть акцент я делала на том, что чтение - это кайф, удовольствие, может быть даже награда. Старалась, чтобы в доме были интересные книги (чтобы если вдруг от скуки решил почитать - то и увлекся).
🚀 Прорыв в чтении у Тимыча случился тогда, когда книгу предложила не я, а друг. Он прочитал всю серию ("Лунастры" Натальи Щерба), а потом сам стал находить себе нечто похожее. И теперь охотно следует нашим с мужем рекомендациям тоже.
С школьной программой не пристаю. Есть масса способов аттестоваться за класс. Хочу, чтобы читал по любви. А когда эта любовь окрепнет, тогда и про подготовку к ЕГЭ подумаем.
🔥 За лето 2020-го Тима (13 лет) прочел штук 13 или 14 книг. Я сбилась, не помню точно.
Радуюсь за сына!
Горжусь собой, что сумела отпустить ситуацию. Может статься так, что мои дети любить читать НЕ БУДУТ - я приняла эту мысль, хотя мне было трудно, очень трудно.
🥰 Поэтому когда я говорила "иди почитай" это звучало не как "займись чем-нибудь полезным", а как "тебе скучно, сочувствую искренне, вот реально прекрасная возможность развлечься".
🥰 А когда я говорила "жалко, что тебе не в кайф" это звучало с грустью, но без тревоги.
Мы ведь не уговариваем поесть мороженое, правда? Предлагаем, а если кто-то не хочет... Что ж, как хочет.
Так и с чтением.
Мне очень хотелось, чтобы оно стало как мороженое🍦
И у нас получилось!