Ярославское Заволжье – место, где приволье Среднерусской равнины постепенно сменяется мощью северных лесов. Здесь издавна проходил старинный Вологодский тракт. Он соединял Москву с Русским Севером. Оттуда, из «златокипящей» Мангазеи в столицу направлялись обозы с драгоценным пушным товаром.
По сей день, подобно путеводным вехам, на придорожных холмах стоят белые церкви. Одна из них встречает вас в селе Гавшинка - в 7-ми км от городской черты Ярославля.
С древних времен здесь располагалась вотчина дворян Долгово-Сабуровых. Род берет начало от мурзы Атуна Адановича, принявшего в XIII веке крещение под именем Бориса. Князь Александр Невский ценил его за мудрость и пожаловал титулом боярина.
Считается, что название села происходит от прозвища Гавша, принадлежащего кому-то из первых Долгово-Сабуровых. Оно является уменьшительным от имени Гавриил.
Сельский храм во имя Спаса Нерукотворного, казалось бы, ничем особенным не примечателен. Построен он на средства прихожан в 1773 году. Однако название его прочно закрепилось в литературе, посвященной древнерусской живописи.
Дело в том, что из Гавшинки происходит одна из древнейших домонгольских икон – образ Спаса Вседержителя.
Икона поступила в 1976 году в музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в дар от художника Василия Ситникова. Она находилась в хорошем состоянии, кроме части нимба и средника, опаленного пламенем лампады.
В ходе экспертизы удалось выяснить, что образ представляет собой выдающееся произведение древней живописи. Спас предстаёт в нём как Творец Вселенной, наделенный огромной духовной мощью.
Профессор искусствоведения Энгелина Сергеевна Смирнова датировала икону первой половиной XIII века. Она полагает, что плечистый Спас с крепкими руками воина имеет чисто русское происхождение. На то указывает стилистическое сходство с Богоматерью «Знамение» XIII в. из коллекции Павла Корина.
Другие исследователи усматривали в образе византийские корни. По их мнению, изысканная живопись Спаса напоминает памятники эпохи «Комниновского возрождения» Византийской империи 1081 - 1180 гг.
Высказывались версии о том, как икона могла оказаться в Гавшинке.
По одной из них, Спас попал в село из соседнего Толгского монастыря. Известно, что там хранились древние образа, например Ярославский Спас XIII века. Правда, выполнен он совсем в другом стиле.
Толгская обитель была закрыта в 1928 году, и икону могли сохранить жители окрестной Гавшинки.
По другой версии, икона Спаса Вседержителя была подарена Александром Невским своему боярину Атуну Адановичу при совершении обряда крещения. Князь поддерживал сложные отношения с Ордой, и нуждался в опытном дипломате, знавшем всю подноготную татаро-монгольской элиты.
Позже Спас мог стать чтимой святыней рода Долгово-Сабуровых, и занять центральное место в иконостасе их усадебной церкви. С ходом времени реликвия переносилась в сменяющие друг друга здания деревянных церквей, и в итоге оказалась в каменном здании 1773 г. Перед закрытием храма в 1940-м году икону мог спрятать в своём доме кто-то из местных жителей. В пользу этой версии говорит именование церкви во имя Спаса.
Так ли иначе, икона была куплена художником Ситниковым в мае 1968 г., о чем свидетельствует надпись на обороте. Стоит сказать несколько слов о колоритной фигуре дарителя. В Москве за Ситниковым закрепилось прозвище «Вася – русский сувенир».
Причиной послужило бесконечное тиражирование им сюжетов с изображениями - то ли Московского Кремля, то ли Троицы. Эпатажный художник, очень странный в быту и большой оригинал в творчестве, свои образы иногда мастерски создавал посредством … сапожной щётки!
Тем не менее, его картины пользовались большой популярностью среди представителей дипломатического корпуса. Жил Ситников скромно, почти в нищете, не пил ни капли. И все деньги тратил на приобретение икон для своей коллекции. Особенно любил он большую икону Спаса, наедине с которой проводил по многу часов. Несомненно, он осознавал её высочайшую ценность.
В середине 1970-х гг. Ситников решил эмигрировать на Запад. И перед отъездом передал свою коллекцию в музей Древнерусского искусства. По воспоминаниям его друга Анатолия Брусиловского: «Там был, например, Спас XII века, домонгольского периода, причем, в идеальной сохранности, стоивший несколько миллионов золотых рублей. Лувр рыдал, чтобы его иметь». http://www.god.dvoinik.ru/pbm/m/brus.htm
Спасская церковь в Гавшинке сегодня восстановлена. Воссоздан православный приход, совершаются службы.
Особенно хороши окрестности Гавшинки вечером, когда в речке Соньге отражаются краски летнего заката. Рядом по шоссе проносятся редкие машины из Ярославля и Вологды. И невольно вспоминаются строки поэта Вознесенского:
В византийских темных красках
вечереющего лета
газик вспыхнет и погаснет,
и чего-то нету, нету…