Найти тему
История КАМАЗа

В ноябре 1981 года. Или немного о ЗРД.

40 лет назад, накануне празднования 64-ой годовщины Великой октябрьской социалистической революции, на временных площадях завода по ремонту двигателей (ЗРД) КАМАЗа был отремонтирован 10 000 мотор.

В Музее КАМАЗа нет фотографий этого события. Но воспользуюсь случаем, чтобы напомнить немного об истории завода.

6 октября 1978 года был издан приказ « Об организации в составе Камского объединения по производству большегрузных автомобилей завода по ремонту двигателей».

Завод был рассчитан на капитальный ремонт 100 000 двигателей, 50 000 коробок перемены передач и 100 000 главных передач. Первым директором ЗРД был Гречуха Иван Васильевич (1978-1985).

-3

Привожу часть воспоминаний Ивана Васильевича Гречухи. Нижеприведенный текст, правда, относится не ко времени строительства завода по ремонту двигателей, а к 1973-1975 годам, но не могу обойти его вниманием: «В то время кроме как о заводе никто из нас ни о чём другом не думал. Домой приходил только спать. Нередко жёны, чтобы поддержать в тогдашней общепитовской неустроенности своих мужей-трудяг, приносили им в цеха не только обеды, но и ужины. Если руководитель цеха приходил домой до 22-х часов, значит, он был болен. Другой причины для столь раннего появления в семье не существовало».

Слева направо: 1. Дубиков - заместитель генерального директора по капитальному строительству. 2. Гречуха Иван Васильевич 3.Слухай Анатолий Маркович – главный  инженер ОКС ЗРД. 1982 год.
Слева направо: 1. Дубиков - заместитель генерального директора по капитальному строительству. 2. Гречуха Иван Васильевич 3.Слухай Анатолий Маркович – главный инженер ОКС ЗРД. 1982 год.
Слева направо: 1. Гречуха Иван Васильевич - директор ЗРД. 2. Закирзянов Ильдус Борисович – заместитель генерального директора по быту. 19 июня 1983 года.
Слева направо: 1. Гречуха Иван Васильевич - директор ЗРД. 2. Закирзянов Ильдус Борисович – заместитель генерального директора по быту. 19 июня 1983 года.

Строительство завода началось в марте 1980 года и продолжалось 5 лет, до 1985 года. Внизу на фотографии установлена первая колонна АА-1 главного корпуса ЗРД 15 марта 1980 года.

-6

Вот так выглядела строительная площадка завода в июне 1980 года.

-7
-8

В январе 1983 года в главном корпусе ЗРД был установлен первый станок.

-9
-10
-11

Но пока шло строительство нового заводского корпуса, всю первую половину 1980-х работники ЗРД размещались в сдаточном корпусе автомобильного завода. Внизу на фотографии – отремонтированный 50 000 двигатель. Октябрь 1983 года.

-12
В центре Гречуха Иван Васильевич – директор ЗРД и Карпов Павел Кузьмич - секретарь партийного бюро ЗРД.
В центре Гречуха Иван Васильевич – директор ЗРД и Карпов Павел Кузьмич - секретарь партийного бюро ЗРД.

Известен такой факт, что во время директорства Гречухи И.В. в 1984 году на ЗРД были освоены мощности для производства 2 000 гидропневмоподвесок для автомобилей БЕЛАЗ.

Первый же капитально отремонтированный двигатель в главном корпусе ЗРД появился 22 августа 1985 года.

-14

Внизу на фотографии представители ЗРД.

Сидят слева направо: 1. Пиксендеев Владимир Иванович – председатель заводского комитета. 2. …3. …4. Карпов Павел Кузьмич - секретарь партийного бюро. 5. Гречуха Иван Васильевич - первый директор ЗРД. 6. Скорупа Валерий Станиславович - главный инженер ЗРД. 7. …8. … Стоят слева направо: 1. …2. Алексеев Иван Кузьмич - заместитель директора ЗРД по производству. 3. …4. Кирпичников … - мастер участка напольного транспорта. 5. Абашев Александр Николаевич - начальник участка сварки. 6. …7. Аюкин Зульфат Ахатович - начальник бюро, впоследствии главный инженер и первый заместитель директора, единственный работающий с первых дней и по сегодняшний на заводе. 8. Нуриев ... Максутович - заместитель секретаря партийного бюро ЗРД.
Сидят слева направо: 1. Пиксендеев Владимир Иванович – председатель заводского комитета. 2. …3. …4. Карпов Павел Кузьмич - секретарь партийного бюро. 5. Гречуха Иван Васильевич - первый директор ЗРД. 6. Скорупа Валерий Станиславович - главный инженер ЗРД. 7. …8. … Стоят слева направо: 1. …2. Алексеев Иван Кузьмич - заместитель директора ЗРД по производству. 3. …4. Кирпичников … - мастер участка напольного транспорта. 5. Абашев Александр Николаевич - начальник участка сварки. 6. …7. Аюкин Зульфат Ахатович - начальник бюро, впоследствии главный инженер и первый заместитель директора, единственный работающий с первых дней и по сегодняшний на заводе. 8. Нуриев ... Максутович - заместитель секретаря партийного бюро ЗРД.

В период с 1985 по 1987 годы директором ЗРД работал Таруленков Геннадий Алексеевич. Вот так в 1986 году выглядел корпус станции испытания двигателей.

-16
-17

А вот так в 1986 году выглядела градильня для охлаждения воды.

-18

В период с 1987 по 1995 годы директором завода по ремонту двигателей работал Костин Иван Михайлович.

Внизу на фотографии Иван Михайлович Костин награждает работника в честь 10-летия ЗРД.1988 год.

-19

В 1991 году на заводчан пришёлся самый пик нагрузки: в тот год на ЗРД отремонтировали 48 030 двигателей. В том же году ЗРД был преобразован в ООО «Ремдизель».

-20
-21

После пожара на заводе двигателей в апреле 1993 года именно ООО «Ремдизель» взял на себя основную нагрузку по поставке отремонтированных двигателей на главный сборочный конвейер КАМАЗа. И пока завод двигателей не был восстановлен, на ООО «Ремдизель» отремонтировали и вновь собрали более 70 000 моторов для камазовских грузовиков.

Известно, что в ноябре 1999 года на ЗРД был отремонтирован 300 000 мотор. Вот как об этом писала газета «Вести КАМАЗа» от 13 ноября 1999 года.

-22

История ЗРД-РЕМДИЗЕЛЯ не закончена, она продолжается, но об этом как-нибудь потом…

Авто
5,66 млн интересуются