Найти тему

ЖЕНСКИЙ ИРОНИЧНЫЙ ДЕТЕКТИВ: ПРИЧИНЫ УСПЕХА

В 1990-х годах в русской литературе появился новый жанр художественной прозы, который быстро и довольно прочно занял место на книжном рынке под названием «женский ироничный детектив».

В 1990-х годах в русской литературе появился новый жанр художественной прозы, который быстро и довольно прочно занял место на книжном рынке под названием «женский ироничный детектив». Многие литературные критики видят его истоки в произведениях королевы детективов – английской писательницы Агаты Кристи, которая блестяще соединяла тонкий юмор, бытовые сценки с лихо закрученной интригой. Незабвенная мисс Марпл – эталон детектива-любительницы, которая благодаря женской интуиции, знанию человеческой психологии раскрывает преступление раньше полиции.

В последние десятилетия прошлого века на российском книжном рынке появились детективы польской писательницы Иоанны Хмелевской, которые пользовались огромной популярностью у публики. Поэтому неудивительно, что в 1990 – начале 2000-х годов появились ироничные детективы, принадлежащие перу российских писательниц, – в первую очередь, Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Татьяны Устиновой.

Как в читательской среде, так и в среде литературных критиков бытует мнение о том, что эти произведения не могут претендовать на почётное место в ряду классической литературы, так как переполнены бытовым, незамысловатым юмором, нехаризматичными персонажами, приземленными зарисовками, которые забавляют, но не облагораживают читателя.

Тем не менее, жанр женского ироничного детектива процветает. Причина успеха этих произведений проста: слишком узнаваемые ситуации и герои, которые сразу цепляют вышеупомянутой приземлённостью. Рядовому читателю порой интереснее самый обыкновенный персонаж, без изюминки и претензий на оригинальность. Хитроумные дедуктивные рассуждения Шерлока Холмса, глубокие психологические умозаключения Эркюля Пуаро, слишком проницательные выводы мисс Марпл восхищают, но в то же время пугают своей недосягаемостью. Читателю трудно отождествлять себя с этими персонажами, которые слишком умны, храбры и догадливы.

А Евлампия Романова, Виола Тараканова, Анастасия Каменская – герои без претензий на гениальность. Писательницы нарочно максимально приземлили, вернее, приблизили их к читателю и тем самым сделали их доступными, понятными, близкими, почти знакомыми. Ситуативный, бытовой юмор, более или менее удачная любовная линия, искусно вплетенная в детективную интригу, еще больше привлекают читателя к страницам книги.