Первое сентября вновь нас приводит в школу. Кого-то сажает за парту, кого-то ставит перед партами, кого-то помещает и туда, и сюда
В первое занятие хочется дать учащимся всю связку ключей к изучаемому предмету, чтобы затем копаться в деталях предмета, регламентированных учебным планом. Сегодня ты свободен, не ограничен ни рамками практической задачи, ни политикой, ни программой курса. Сегодня твой праздник: ты не обязан стремиться к практической применимости, сегодня ты можешь забыть о том, что твои ученики должны сдать экзамен по твоему предмету, сейчас ты творишь. Насладись текущим моментом первого урока: в замершем моменте отражается вечность, сгущается в материю мир идей. Вспомни лишь предназначение педагога – не навреди душе. Вот и вся ответственность! Школьный жанр суммы как нельзя кстати для такого первого урока.
***
Вниманию читателей предлагается настоящее эссе, представляющее собой материал первого семинара по экономике для студентов хороших естественно-научных вузов. Для публицистической статьи объём неприлично велик — один печатный лист. Для заявленной темы — неприлично мал. Впрочем, это только связка ключей. Для простоты навигации и чтения следует привести кусты обсуждаемых понятий.
Часть 1 — Экономика. Её метод и предмет изучения.
Часть 2 — Время: процентные инструменты; долгосрочный и краткосрочный периоды; темп; прошлое, настоящее, будущее.
Часть 3 — Средства производства и технологии: смена ведущих факторов производства; принципы экономического развития.
Часть 4 — Теория ценности.
Часть 5 — Проблема прибыли.
Часть 6 — Цели хозяйствования: прибавочный продукт; преобразование ландшафта против одомашнивания человека; цеховая организация производства.
Часть 7 — Состав экономической теории.
Часть 8 — Детерминизм общественных отношений.
Часть 9 — Гармония финансовой системы.
Часть 10 — Заключение. Список литературы.
Поскольку экономика — наука гуманитарная, при её изучении важнó Слово, текст. В конце эссе приведён список литературы, совершенно неполный и спорный, но определяющий авторов и книги, полезные школьникам для изучения экономики.
Экономика
Наука гуманитарная. А это значит, что её предмет не воспроизводим, представляет собой континуальномерную систему, взаимодействия в которой многообразны и скрыты. Цветущая сложность, загадка и молнии «прозрений гениальных». Изучить не возможно, лишь попытаться постичь. Метод постижения — поэзия, то есть, слово, обращённое к слушателям, пронизанное множеством смысловых, рифмовых, ритмовых, ассоциативных связей между óбразами.
Поэтому экономика — это много понятий, система которых избыточна и не полна. Система категорий (существительных) важнее их связей (глаголов). Важны не сами модели и их результаты, а обсуждение причин, обуславливающих неприменимость моделей. Качественный анализ важнее количественного, и в момент, когда переходят к последнему, результат уже предопределён.
Экономика рассматривает потребление, производство, но самое главное, захватывающее и запутанное, — это перераспределение.
В сущности, любые бизнес-решения в управлении предприятием, в экономической политике государства — это решения о перераспределении.
Власть тоже регламентирует вопрос о перераспределении. Где перераспределение, там и деньги — самая сложная и трудноосознаваемая вещь в нашей жизни. Странно даже, что о создании денег мифы сочинены только экономистами, а не пришли из древности как миф об Азазеле, научившем мужчин делать оружие и воевать, а женщин — косметике и ювелирным изделиям.
Аристотель (384—322 до Р. Х.) в своём трактате «Политика» сформулировал функции денег:
1) обмены (межтоварные обмены):
«Ввиду этого пришли к соглашению давать и получать при взаимном обмене нечто такое, что представляя само по себе ценность, было бы вместе с тем вполне сподручно в житейском обиходе… После того, как в силу необходимости обмена возникли деньги, появился другой вид искусства наживать состояние, именно торговля… Торговля, по-видимому, имеет дело с денежными знаками, служащими необходимым элементом и целью всякого обмена»
— Аристотель, Политика, книга Α, глава III, пп. 14, 15, 17;
2) сбережение (межвременные обмены):
«И под богатством зачастую понимают именно преизобилие денег… В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами»
— Аристотель, Политика, книга Α, глава III, п. 16, 17;
3) измерение:
«…сначала простым измерением или взвешиванием определяли ценность таких предметов (то есть, предметов обмена — примечание автора), а в конце концов, чтобы освободиться от их измерения, стали отмечать их чеканом»
— Аристотель, Политика, книга Α, глава III, п. 14.
Эти три функции денег определяют три финансовых бизнес-модели. Бизнес-модель согласно определению А. Остервальдера — это логика зарабатывания прибыли. Итак:
— обслуживание обменов и расчёты (narrow banking), доход здесь является комиссионным; Аристотель указывает на торговлю как первую бизнес-модель (Политика, книга Α, глава IV, п. 2);
— получение доходов с течением времени: процент (у Аристотеля «отдача денег в рост») либо «предоставление своего труда за плату» либо «всё то, что имеет отношение к земле, … произрастает из земли и что, не давая плодов в собственном смысле, тем не менее, приносит пользу, как, например, рубка леса и все виды горного дела», там же);
— оценка активов и арбитраж на оценке.
В первом случае доход фактически получается за услуги, оказываемые торговлей продавцам и покупателям, при этом отдельно следует рассматривать движение товаров, отдельно — финансы (деньги). Во втором случае речь идёт либо о финансовом доходе за пользование ресурсами в течение времени, либо о доходе от средств производства или от доступа к ресурсам — рентном доходе. В третьем случае в основе лежат спекуляции: либо за счёт принятия на себя и собственный капитал риска, либо за счёт материальной непубличной информации или её специфичной интерпретации.
Сразу следует обозначить два ключевых направления экономической теории: теорию ценности и теорию прибыли.
© С. А. Копылов, CFA, FRM