Найти тему
Александр Матусевич

Антон Висков: «Большое искусство – не привилегия жрецов, а драгоценное достояние каждого из нас»

Антон Висков
Антон Висков

Ансамбль духовной музыки «Благовест» вместе с композитором, флейтистом и пианистом Антоном Висковым представят 27 октября 2021 уникальную программу «100 любимых мелодий и необыкновенных историй из жизни композиторов»: концерт пройдёт в Зеркальном зале Москонцерта на Пушечной. В преддверии необычного вечера арт-директор «Благовеста» раскрыл секреты предстоящего проекта.

- Ваш ближайший концерт с Ансамблем духовной музыки «Благовест» носит явно просветительский, и как мне показалось, судя по анонсу, немножко и развлекательный характер – вы там делаете акцент на каких-то курьезах, занимательных, почти анекдотичных случаях... Вы считаете, что современную публику нужно активно заинтересовывать, поражать, удивлять, интриговать?

- На мой взгляд, лучший способ заинтересовать публику, это искусно исполнить заявленные в программе произведения. Но и история создания наиболее популярных сочинений также чрезвычайно занимательна. Мне почему-то с детства хотелось развенчать культ композитора-небожителя, некоего ангелоподобного существа и приблизить его к реалистическому человеческому облику, показать, насколько труден путь истинного художника, постоянно находящегося в борьбе как с собственными страстями, так подчас и с враждебными проявлениями окружающей его среды. Но и «грузить» слушателя не хотелось бы, поэтому в своих рассказах я не могу не прибегнуть к определённой доле иронии или даже сарказма. Но хотелось бы подчеркнуть, что этот сарказм обращён в первую очередь ко мне самому, как к типичному представителю композиторского цеха. Поэтому я считаю себя вправе немного приоткрыть перед слушателями завесу таинственности над нашей многовековой работой. Не могу сказать, что слушатели были бы против такого подхода!

- На своих проектах вы всегда много общаетесь с публикой, устраиваете своего рода лекторий. Такой формат – своего рода салона – сейчас очень популярен, многие исполнители его практикуют. Как вы думаете, почему он так востребован?

- Не устаю повторять на концертах, что для существования музыкального произведения совершенно необходимы три компонента: композитор, исполнитель и слушатель. Поэтому моя задача – объединиться со слушателями, представив, что они – гости у меня дома и мы доверительно беседуем будто бы за одним столом. Никаких границ между нами не должно существовать, как на домашних концертах, когда все – и артисты, и зрители – участники одного действа, ведущие между собой диалог. Надо заметить, что и мне так значительно легче чувствовать себя на сцене, потому что волны дружественной энергии, идущие из зала, подпитывают собственное исполнительское творчество. Думаю, что и многие мои коллеги согласятся с таким подходом. Всегда считал, что большое искусство – отнюдь не привилегия жрецов, а драгоценное достояние каждого из нас. И публика должна это осознать и почувствовать.

- В этом концерте будут звучать как наипопулярнейшие произведения величайших классиков разных эпох, так и ваши собственные сочинения. Вы сознательно ищете такого сравнения, не боитесь выводов публики – вдруг, они будут не в вашу пользу?

- Очень часто мои сочинения звучали в финалах программ классической музыки, то есть на высшей кульминационной точке концерта, так что у слушателя должно было сложиться впечатление, что эта музыка не только не хуже классических произведений, но и некий итог музыкального развития, некая современная классика. Конечно, я далёк от переоценки собственного творчества, но, скажу без ложной скромности, обычно мне удавалось достойно продержаться на фоне великих. В предстоящем концерте мы вместе с Ансамблем духовной музыки "Благовест" даже предложим нашим слушателям сравнить известные классические мелодии с моими сочинениями, например, "Вокализ" Сергея Рахманинова или "Ave Maria Каччини" Владимира Вавилова с одноименными произведениями Вашего покорного слуги.

- Концерт относится к циклу «Сто любимых мелодий». А у вас есть одна самая любимая мелодия, которую вы частенько напеваете или она у вас постоянно крутится в голове?

- Обычно крутится та мелодия, которая либо звучала при исполнении на репетиции или концерте, либо только что сочинённая. К сожалению, такое звучание подчас может носить несколько болезненно-навязчивый характер. Поэтому приходится волевым усилием устанавливать у себя в голове минуту тишины. Кстати, чем дольше удаётся продержаться в этом состоянии, тем более щедро появляются потом в сознании новые мотивы и интонации. А вообще очень приятно бывает проиграть в себе некоторые музыкальные произведения, особенно когда они ассоциируются с реальными образами природы или красивой архитектуры, а может, и красивой девушки. В школьные годы мы с другом практиковали выезды на природу, где в полном одиночестве исполняли то барочные сонаты, то импрессионистов, как бы растворяя музыку в природе, и растворяясь в них. Возможно, ребячество, но что-то в этом было!

- Название цикла немножко рекламное – мелодий действительно будет сто?

- Может быть, даже и больше. Всё зависит от активности слушателей, которые будут иметь возможность сами сформировать следующую программу цикла, заказав Ансамблю «Благовест» свои любимые произведения. А если число классиков до цифры "сто" не дотянет, тогда, разумеется, придётся недостающие мелодии дописать мне!

- Как вы думаете, почему мелодизм, так всегда востребованный публикой, столь мало сегодня находит применение в современной академической музыке? Анафема мелодизму – почему она была провозглашена в ХХ веке?

- Не вполне согласен с такой постановкой вопроса: на мой взгляд, ХХ век в плане мелодизма дал человечеству даже больше, чем романтическое XIX столетие. Достаточно вспомнить потрясающее мелодии наших С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Свиридова! А Ария из "Бахианы" Э. Вилла-Лобоса, а «Аранхуэсский концерт» Х. Родриго, а К. Орфф, а С. Барбер, а Л. Бернстайн, а "Адажио Альбинони" Р. Джадзотто! Всего не перечесть! Другое дело, что в ХХ веке европейская музыка впервые получила возможность развиваться вне привязки к песенной или танцевальной жанровости, обращаясь то к стилистике музыкального конструктивизма, то к средневековым формам, то к неевропейским традициям. Сейчас все эти пути сосуществуют, каждый из них имеет свой круг слушателей, и я очень рад, что живу в столь удивительное время "музыкального плюрализма": ведь такого в истории музыки ещё не бывало!

- Концерт пройдет в Зале на Пушечной – кажется, не самом комфортном пространстве столице. Вам там нравится?

- Раз нравилось Владимиру Маяковскому, который неоднократно там выступал, то должно нравиться и всем остальным! Прекрасный концертный зал, очень атмосферный, как сейчас говорят, с непередаваемой аурой старины, с красивым органом, и, наконец, с очень удобной для всех акустикой. Вообще, Москва – это город потрясающих концертных залов. Сейчас прослеживается прекрасная тенденция расширения музыкального пространства, и мне бы очень хотелось провозгласить своей целью выступить вместе с "Благовестом" ВО ВСЕХ залах столицы!

- Два слова о планах. Ближе к Новому году нас ждет свиридовская программа в исполнении «Благовеста». В отношении наследия последнего русского классика сложилась непростая ситуация. Что вы думаете о ней, не мешает ли это популяризации творчества Георгия Васильевича?

- Сам Георгий Свиридов учил, что подлинно ценная музыка всегда найдёт дорогу к слушателю, приводя пример спонтанного распространения музыки В. Моцарта. Правоту слов композитора подтверждают многочисленные случаи возрождения забытых шедевров, как это произошло, скажем, с творчеством И. С. Баха. Вот и сейчас Ансамбль "Благовест" прикладывает много сил для исполнения и популяризации свиридовского наследия. Так, ещё в 2000-м году была впервые исполнена кантата "Светлый гость" (в камерной редакции). Мною восстановлены по авторским аудиозаписям многие его духовные хоры, музыка к фильму М. Швейцера "Воскресение", переложен для мужского состава корпус "Песнопений и молитв", сделана хоровая обработка Романса из "Метели". Некоторые из этих произведений войдут в программу предстоящего концерта. Важные шаги по популяризации творчества Свиридова предпринимаются также и моими коллегами. Несомненно, что в будущем мы получим возможность целиком охватить его титаническое наследие.

19 октября 2021 г., "Новости классической музыки"