Стоит заговорить о революции, так немедленно вспомнят легендарный пломбированный вагон и то, как Ленин на нём из Швейцарии в Петрограде оказался. Вот и сегодня получил такой комментарий:
как он из Швейцарии с отоварищами через Германию (линию фронта), в отдельном вагоне проехал в Россию ??? Это я к тому, что были у него там покровители которые ему и денег давали и велосипед и т.д. через линию фронта без досмотра вагона переправили и надеюсь вы догадываетесь какие это ЧИНЫ могли сделать.
И правда, как же так получилось, что вагон с Лениным пропустили через линию фронта? А как это технически организовали? Неужели была ж/д ветка от Берлина до Петрограда и не опасно ли это было?
Давайте разберемся.
Что Ильич забыл в Швейцарии?
Начнём, как обычно, с начала. Почему Ленин оказался в Швейцарии? Неужели, он, подобно современным олигархам радел о судьбах России из заграницы?
Но, как всегда, всё было не так просто.
Впервые Ленин оказался в эмиграции в 1900-м году после года заключения и трёхлетней ссылки в сибирском Шушенском. Селиться в столицах ему было запрещено, потому какое-то время он проработал в статистическом бюро губернского земства. В это же время он задумал издание общероссийской рабочей газеты "Искра", но выпускать её в России было попросту невозможно, потому он выпросил разрешение на выезд за границу. Оно было дано, на полгода.
Переехав в Швейцарию он быстро понял, что там оказывается под колпаком агентов царской охранки (как не странно, но они активно работали и за рубежом). Потому достаточно быстро был сделан новый паспорт и Ленин переехал в Мюнхен, а оттуда в Лейпциг (там, впервые возникает псевдоним Ленин). В 1904-м к нему переехала Крупская. Так, регулярно меняя паспорта, они переезжали из одной типографии в другую, из Германии в Англию, а оттуда в Швейцарию.
После разразившейся революции 1905-1907-го он, опять по поддельному паспорту (официальный приезд был чреват арестом), вернулся в Россию, откуда вновь уехал в 1908-м. И вновь, Швейцария - Франция - Австро-Венгрия (где, кстати, с началом Первой мировой его арестовали, как русского шпиона, и освободили только благодаря содействию австрийского депутата-социалиста Адлера) и вновь Швейцария.
Чем он занимался? Читал лекции, издавал газеты и журналы, вёл переговоры с социалистами других стран, изучал литературу и исследования по аграрному вопросу.
Лишь после февральской революции, и амнистии по политическим делам, появилась возможность вернуться на родину. Но как это сделать, ведь Россия и Германия в войне? Тут-то как раз и начинается история легендарного вагона.
Почему Германия?
В Швейцарии проживало достаточно много политических эмигрантов из России. В марте они (730 человек) объединились в "Швейцарский Центральный Комитет для возвращения политических эмигрантов в Россию".
Для того, чтобы попасть в Россию у эмигрантов было несколько путей:
- через Францию в Англию и водным путём в Скандинавию, Архангельск или Мурманск. За него выступала, например, Инесса Арман.
- Был ещё один путь, правда очень длинный: Испания - США - Швеция - Финляндия. Его предлагал Юрий Ларин.
- И третий, самый короткий и дешевый, через Германию. Как не странно, первым его предложил меньшевик Мартов, который был вообще-то за продолжение войны, теперь оборонительной.
Для всех эмигрантов путь через Англию, конечно, был предпочтительнее. Но было одно несколько но. Во-первых, он был дороже пути через Германию, а, во-вторых, разрешение на поездку нужно было получать у английских военных властей и они рассматривали каждый случай индивидуально. Поэтому для всех, кто выступал против войны этот путь был закрыт, тем более, что Франция просто не выдала большевикам паспорта.
Дополнительной проблемой для многих эмигрантов было в том, что амнистия Временным правительством вроде и была объявлена, а вроде и не совсем. Отменив списки МИД и Полиции оно не отменило международные и военные контрольные списки. Они составлялись ещё царской властью и в них входили те, кто выступал против продолжения войны.
Из-за этих списков, например, возникли проблемы с въездом 13 (26) марта 1917 в Россию у бывшего депутата II Государственный Думы Аршака Зурабова. Попав в итоге в Россию он опубликовал свои злоключения в "Рабочей Газете" в открытом письме к Милюкову.
Беру на себя смелость заявить, что в телеграмме из министерства иностранных дел, прочитанной мною в копенгагенской миссии в присутствии 2 свидетелей, Я. Сурина и В. Спиро, буквально сказано следующее: “Соблаговолите поэтому не выдавать видов тем из эмигрантов, кто занесен в международно-контрольные и наши военно-контрольные списки”. После вашего заявления остается лишь предположить, что телеграмма, показанная мне в копенгагенском посольстве, оказывается не вашей и что она послана кем-то другим. Так ли?
В итоге, для Ленина и других интернационалистов оставался реально единственный путь - через Германию. Организовать этот проезд, на условиях обмена на германских военнопленных, должны были швейцарские социалисты.
Но ещё до них организовать приезд Ленина в Россию попробовал такой деятель, как Парвус. Однако, благодаря своей репутации мошенника, он был, как бы сейчас сказали, нерукопожатен для Ленина. Кроме того, большевики выступали за организацию проезда не только Ленина, но и всех политэмигрантов. Потому Ленин от посредничества Парвуса отказался, написав польскому революционеру Якубу Ганецкому, к которому обратился Парвус:
...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ я, конечно, не могу
Также к Парвусу относился и Мартов, настаивавший на получении от Временного правительства или Петросовета согласия на обмен.
приехать в Россию в качестве подарка подброшенного Германией русской революции, значит ходить перед народом с «парвусовским ореолом».
Кстати, нельзя сказать, что швейцарские эмигранты не пытались договориться с Временным правительством. Так, Ленин почти за 3 недели до поездки обратился в Российскую миссию в Швейцарии с письмом, в котором просил о легализации документов, интересовался о наличии безопасного коридора и намерениях по обмену гражданских пленных. В ответ было сообщено, что документы будут подготовлены, а вот безопасного пути нет и пообещать обмен пленных не могут.
Организатором проезда стал швейцарский социал-демократ Фридрих Платтен. Ему удалось договориться о проезде политических эмигрантов из Швейцарии, через территорию Германии, без остановок и возможности выхода пассажиров, и входа кого-либо постороннего, в Швецию.
Именно из-за невозможности входа и выхода в Германии вагон (а реально несколько, просто разделенных по времени) и остался в истории, как пломбированный.
Как двигался поезд?
Для начала нужно понимать, что на вагоны с эмигрантами распространялся статус экстерриториальности и никто не имел права их досматривать.
Для того, чтобы это ещё больше подчеркнуть на полу мелом была нарисована черта, а в туалет пассажиры выходили по специальным билетам. Платтен так писал об этом.
Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла – без нейтральной зоны – территорию, занятую немцами, с одной стороны, от русской территории – с другой… Верховное командование приказало своим уполномоченным предотвращать любой контакт с немецким населением. Строгие правила действовали и в самом вагоне. Путники строго придерживались договоренности.
9 апреля поезд выехал с вокзала Цюриха и направился в сторону приграничной станции Готтмадинген.
Там в вагон поднялись 2 офицера германского Генерального штаба - капитан фон Планец и лейтенант фон Буринг. Они обеспечивали безопасность пассажиров и контролировали соблюдение договоренностей. 3 из 4 дверей вагонов были опечатаны, а оставшаяся использовалась для минимального общения с внешним миром: принятия газет и покупки молока для детей (а среди пассажиров были и они).
За несколько дней поезд пересёк Германию почти без остановок, за исключением вынужденной ночёвки в тупике под Франкфуртом-на-Майне, до курортного города Засниц, где тоже пришлось заночевать.
Там эмигранты пересели на пароход "Королева Виктория", который переправил их на шведскую территорию в город Треллеборг где сели на шведский поезд до Стокгольма.
Из Стокгольма они доехали до города Хапаранда, где водным путём перебрались в Финляндии и оттуда в обычном российском вагоне 3 класса до Петрограда. Крупская позже так вспоминала этот последний поезд.
На финских вейках переехали мы из Швеции в Финляндию. Было уже всё своё, милое – плохонькие вагоны третьего класса, русские солдаты. Ужасно хорошо было…
А на какие деньги была организована эта поездка, задаются вопросом современные читатели, наверняка на немецкие?
Оказывается нет. Для оплаты билетов деньги собирались с миру по нитке: использовалась партийная касса, помогли шведские и швейцарские социалисты, 300 крон Ленин получил в долг от русского консула в Швеции.
Но ведь приехал только Ленин?
Широко известен только проезд Ленина через Германию, но, при этом забывают, что тем же маршрутом проехали 187 человек, включая членов еврейских партий, эсеров, меньшевиков, польских социалистов и просто беспартийных.
Например, оппонент Ленина, меньшевик Юлий Мартов, который и предложил этот маршрут, вернулся в Россию 9 мая в таком же пломбированном вагоне.
Выше я уже писал про возвращение Зурабова, до него, ещё в 1915-м, похожим путём вернулся социолог Максим Ковалевский. В Петрограде ему устроили торжественный приём, на котором присутствовал Милюков.
Не раз проводились обмены гражданскими пленными между Россией и Германией. Именно на них ссылался Швейцарский Центральный Комитет.
Вот такое письмо Центральный Комитет отправил в Петросовет 24 апреля
В ответ на посланную нами 5 апреля (нов[ого] стиля) Чхеидзе, Керенскому, Фигнер телеграмму получили сегодня официальный отказ Милюкова принять наше предложение об обмене политических эмигрантов на гражданско-интернированных немцев. Отказ этот не мотивируется, да, очевидно, ничем и не может быть мотивирован, ибо обмены с Германией за время войны производились не раз.
А ещё тысячи эмигрантов вернулись после Февральской революции из Англии, опасаясь призыва в английскую армию и стремясь принять участие в революционных событиях.
Вывод
Пломбированный вагоне стал лишь самым известным эпизодом в череде возвращений эмигрантов после Февральской революции, как через Германию, так и другими путями.
Сам поезд проследовал через Германию в Швецию и оттуда в Россию с минимумом остановок. Вагон нес принцип экстерриториальности и за время следования в него поднялись лишь два офицера сопровождения. За соблюдением правил следил швейцарский социалист Фридрих Платтен.
Поездка не потребовала каких-то миллионов и средства на неё были собраны с миру по нитке, в том числе с помощью одалживания.
Конечно, возвращение революционеров в Россию было выгодно Германии, но среди пассажиров пломбированного вагона (а на самом деле нескольких) были и те, кто был готов продолжать войну. Также через территорию Германии возвращались и позже.
А вы верите в немецкий след в этом деле?
Если, как и мне, вам интересны такие темы - подписывайтесь на мой канал, поделитесь статьёй и напишите что вы думаете на тему истерии с приездом Ленина?
____________________________
Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе!
Если вам понравилась статья поставьте лайк, мне будет приятно, а другим поможет увидеть статью.
#наука #история #история России #Ленин #история ссср #россия #революция #политика