У меня сломался зонт. Ходовой такой, который не жалко трепать в снег и ветер. Я заказала штук 8 разных вариантов в интернет-магазине, выбрала из них 4, принесла домой, сложила их рядком и… начала прокрастинировать.
Находила тучу дел, постоянно переключала сознание на то и сё, загружала себя какой-то суетой, чтобы только не приступать собственно к выбору, какой же из них я себе оставлю.
А всё почему? Потому что я хотела всего и сразу.
Когда я хорошенько изучила рынок зонтов, я поняла, что мне нужна модель:
- Компактная, чтобы умещалась в дамскую сумочку
- Лёгкая
- Прочная
- Не шибко дорогая, так как «на выход» у меня есть, а это - походный вариант
- Красивая и стильная (ну не могу я даже в магазин ходить абы с чем!)
- Автомат хорошо зарекомендовавшего себя бренда, чтобы не стал одноразовым.
Умом я понимала, что хочу совместить в одном зонте несовместимое, так как маленькие (больше 3-х сложений) и лёгкие автоматы не бывают прочными, а стильные и компактные приличных марок – недорогими. Соответственно, нужно было чем-то жертвовать, выбирать, а не хотелось. Поэтому включилась моя прокрастинация вообще не выбирать.
Так прошло 3 дня, потом неделя… Когда глаз цеплялся за ровненько лежащие 4 зонта, я встряхивала себя мыслью, что скоро срок возврата истечёт, и все они останутся со мной. Хм, зачем мне столько, когда у меня и так уже 2 есть? Но я снова находила дела, чтобы не решать эту задачу… И хотя я засунула её в дальний ящик, энергии это незаконченное дело высасывало огого сколько!
А потом родилась аналогия с моей работой: когда мы с клиентом находим для него 2-3 подходящие профессии (если речь идёт о её смене) или новые форматы занятости, и ему нужно определиться, он тоже нередко теряется и зависает. Не делает домашние задания, переносит наши с ним коуч-сессии, а то и вовсе пропадает. За всем этим стоит та же прокрастинация, когда нужно сделать выбор, пожертвовать чем-то, потому что всё и сразу не бывает, но как же это сложно! Гораздо сложнее, чем мне, когда я отвожу взгляд от своих зонтов. Потому что его выбор определит если не всю его дальнейшую жизнь, то ближайшие несколько лет - точно. Он останавливается на полпути и находит 100500 причин оставить всё, как есть.
Но время идёт, и стоимость НЕвыбора растёт.
У меня она выражалась в прямых рисках заплатить 4 цены, а у моих клиентов это могут быть:
1. Потеря возможностей.
В моей практике нередки такие случаи: когда мы с клиентом определяем подходящее ему направление деятельности, и у него есть внутренняя готовность заниматься этим, то иногда между двумя нашими встречами, в течение пары дней прямо из ниоткуда появляется такой вариант «мягкого» перехода. Никакой мистики – на ловца и зверь бежит.
2. Потеря энергии и выгорание.
Чем дольше человек заставляет себя терпеть то, что ему поперёк горла, тем больше в нём разрастается внутренний конфликт, на погашение которого уходит уйма энергии. А параллельно нужно ещё работать. В итоге можно доработаться до того, что придётся долго лечиться и восстанавливаться.
3. Потеря времени и шансов воспользоваться подходящей рыночной ситуацией.
Особенно это относится к тем, кому нужно выходить из найма и работать на себя. Чем дольше они с этим тянут, тем меньше остаётся ниш на их рынке и тем выше потом будет конкуренция. А это прицепом потянет за собой удорожание затрат на собственное продвижение.
Пример из моего опыта
Когда в 2013 году я принимала окончательное решение быть независимым карьерным консультантом, меня бодрила мысль профессионально заниматься любимым делом, но страшил формат – самозанятость (по найму тогда такие специалисты не работали), поскольку никакой подушки безопасности я заранее не подготовила. Но ситуация вынуждала, как я это чувствовала, и я рискнула, понимая, что на первых порах придётся сильно упасть в доходе. И стала одним из первых консультантов по карьере и самореализации в стране. Мой сайт сразу вышел в ТОП-5, пошли заказы. Да, в первые годы материально было тяжело, но мой проект выжил.
А через 4 года таких консультантов кто только не стал готовить. В итоге их на рынок вышли сотни, почти одномоментно. И, естественно, они столкнулись с огромной конкуренцией. На нас, старичков, хорошо работало сарафанное радио, а у них его не было. В итоге, помыкавшись без заказов, многие из них бросили это дело и побрели обратно в найм.
Но вернёмся к нашим баранам, то бишь зонтам.
Лично я в какой-то момент прижала себя волевым усилием к стенке, так как платить 4 цены точно не хотелось. Отодвинула все дела, села и решила, какие же параметры для меня важнее. В итоге выбрала … 2 зонта: 1) прочный, не мини, но и не очень громоздкий в качестве бегового и 2) компактный, но не хлипкий – для дамской сумочки.
Да, компромисс тоже обычно обходится дороже. Но если есть возможность платить за него, то почему бы и нет. Главное – хоть куда-то начать двигаться.
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru