Продолжаем публикование уникального перевода послания Имама Али ибн Абу Талиба Малику б. Аштару «Шарх-е ахднаме-и Али» («Толкование договора Али»). Это послание было опубликовано в Стамбуле в 1886-1887 гг. Когда Достопочтенный Али назначил Малика б. Аштара наместником в Египет, он вручил ему послание с изложением его взглядов по поводу управления страной.
Регулирование цен и средства мер и весов
«На рынках купля-продажа должна осуществляться с помощью правильных весов, чтобы ни покупатель, ни продавец не были в убытке. Ты должен устанавливать государственные цены, чтобы обеспечить справедливую торговлю. Аллах говорит: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (сура «Аль-Мутаффифин», аят 1-3).
После наложенных тобой запретов и сделанных тобой предупреждений тебе нужно, не впадая в крайность, сразу же наказывать тех торговцев, которые занимаются спекуляцией и контрабандой, таким наказанием, которое послужит примером для других[1].
Контрабанда и спекуляция
«В большинстве людей есть чрезмерная страсть и себялюбие. Они копят у себя важные и дефицитные товары, а когда приходит время, продают их по завышенной цене, вынуждая народ покупать их и вызывая несчастье. Закрывать глаза на этот ущерб, который влияет на весь народ, большое упущение для наместников. В Священном Коране говорится: «Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (сура «Аль-Маида», аят 88). С этой точки зрения, тебе нужно поговорить со спекулянтами, занимающимися продажей товара на черном рынке, и убедить их (отказаться от своего занятия), потому что Посланник Аллаха (САВ) запретил спекуляцию и мошенничество»[2].
Торговцы и ремесленники
«О Малик! Ты должен помогать молитвами и советами тем из ремесленников и торговцев, которые обосновались на месте, перемещаются с места на место, живут спокойно и стараются получить доход дозволенным путем, потому что ремесленники и торговцы работают на пользу народу и помогают им решать их проблемы. Кроме того, они доставляют народу необходимые им товары, привозя их с равнин, морей, берегов, гор твоей страны и оттуда, куда людям не так легко добраться и даже не каждый отважиться туда отправиться, из опасных и смертельных мест[3].
Торговцы– это источник счастья для страны. Они не боятся бедствий и опасностей, которые могут с ними произойти. Поэтому ты должен постоянно облегчать дела торговцев. Ты должен брать их под свою защиту и не позволять плохо с ними обращаться, не различая между теми из них, кто к тебе ближе, и теми, кто дальше от тебя»[4].
Налоги и развитие
«О Малик! Да будет тебе после этого известно, что пренебрегать сбором налогов. Аллах сказал: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему» (сура «Аль-Хадж», аят 40). Повысь уровень жизни сборщиков налогов. Различными способами облегчай также дела налогоплательщиков, потому что благоденствие народа зависит от спасения плательщиков хараджа, ведь люди – супруги и дети хараджа, и сборщиков хараджа[5]
Не забывай также, что ты должен заботиться о развитии страны больше, чем о сборе налогов, потому что налоги могут взиматься только при служении народу. Не служа народу, ты не должен заниматься сбором налогов. Достопочтенный Пророк (САВ) сказал: «Кто оживит мертвую землю, тому она принадлежит. У притеснителя нет на нее права». С этой точки зрения, если ты не будешь прилагать усилий для обработки земель и приумножения богатств, а лишь будешь собирать налоги, ты превратишь страну в развалины и станешь причиной для беспокойства людей»[6].
Знать и руководство
«О Малик! Ты должен контролировать чиновников, отвечающих за имущество и налоги. Ты должен назначать в качестве чиновников и руководителей тех, кто знает, что проступки и предательство не останутся безнаказанными, и опасается тебя. Затем ты должен воспитывать их в соответствии со своим пониманием управления и отслеживать их дела, манеры и поведение[7].
Ты не должен назначать руководителями тех, кто считает себя другом знати. Ты должен назначать для этого дела руководителями и распорядителями людей, воспитанных в семьях, известных своей добродетельностью, послуживших Исламу, чьи манеры и поведение были проверены, потому что они обладатели высокой нравственности, благих намерений, мало поддающиеся эгоизму и лучше всего выполняют дела. Ты должен сам лично оценивать и определять размер их жалованья, потому что проявленный тобой интерес придаст им сил в приведении своих дел в порядок и воспрепятствует их посягательству на государственное имущество. Если они выступят против твоих повелений или покусятся на вверенное им на хранение, это будет тебе доводом против них. Тебе нужно время от времени подвергать этих служащих проверкам через преданных тебе друзей»[8].
Халиф, назначивший Ка’ба б. Малика ревизором, чтобы контролировать из Куфы чиновников, которые несли службу в отдаленных областях страны, пишет следующее в одном из своих писем: «Посещай все селения в области Савад и осуществляй надзор за находящимися там управляющими. Затем обойди все города между Тигром и Евфратом, отследи положение тамошних чиновников, а по окончании своей миссии сообщи мне свое мнение, потому что эти тайные проверки не дают им вести себя безответственно, вынуждают их быть искренними с подчиненными и позволяют защитить народ от их помощников»[9].
Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдар Баша
[1] Ахд-наме. С. 38.
[2] Ахд-наме. С. 37.
[3] Ахд-наме. С. 36.
[4] Ахд-наме. С. 37.
[5] Ахд-наме. С. 30.
[6] Ахд-наме. С. 31.
[7] Ахд-наме. С. 27.
[8] Ахд-наме. С. 28-29.
[9] Ахд-наме. С. 27-29.