Найти тему
Деньгономика

История саморегуляторов в бизнесе. ч.1 «Зарождение»

Считается, что каждый предприниматель по природе своей — индивидуалист. Возможно, так и есть. И все же бизнесмены действуют не сами по себе, а в сложной системе взаимоотношений: с властью, потребителями, контрагентами и конкурентами. А значит, давно существующие и только-только возникающие объединения предпринимателей вовсе не противоречат индивидуализму деловых людей. Скорее даже — являются одним из его естественных продолжений.

Распад СССР сопровождался двумя, казалось бы, взаимоисключающими течениями в общественной жизни. На одном полюсе — резкое неприятие членства в каких бы то ни было общественных структурах: «Хватит, назаседались, пора работать!» На другом — невероятный всплеск партийного, делового и прочего оргстроительства: в стране возникали, пытались реализовать уставные цели и нередко уходили в небытие сотни профессиональных, общественных, религиозных и политических организаций. Тем временем бизнесмены в большинстве своем до поры действительно занимались своим делом. Бизнесом. И все же довольно быстро оказалось: многие отрасли и ниши могут успешно развиваться только при наличии авторитетных организаций — саморегуляторов.

Механизм саморегуляции
Механизм саморегуляции

Государство очень чутко относится к уровню организационного развития различных рыночных сегментов. Там, где механизмы саморегуляции развивались быстро и эффективно, попытки властей регулировать все и вся, как правило, наталкивались на четко оформленное и аргументированное сопротивление. Итог — заключение во многих случаях выгодных для обеих сторон «пактов о ненападении», «соглашений о разделе сфер ответственности» и т.п.

Перспективы развития целых отраслей связаны сегодня с деятельностью предпринимательских организаций, причем список задач, которые они берут на себя, весьма широк. Цивилизованное лобби. Освобождение государства от затрат на урегулирование споров и конфликтов внутри индустрии. Легитимное представительство на уровне властных структур и на международном уровне. Формирование внутрирыночных правил игры и этических норм в бизнесе. Попытки влиять на любителей подковерных методов конкурентной борьбы. Отраслевой «пиар», содействие развитию рынка труда и кадров... Продолжать можно до бесконечности. Собственно говоря, именно этими обстоятельствами и объясняется нынешняя широта спектра организаций, объединяющих российских предпринимателей.

Разумеется, время от времени возникают скандалы. Бывает, что часть таких союзов и ассоциаций служит единственной цели — продвижению интересов узкой группы функционеров, использующих общественные организации в качестве эффективного прикрытия. И все же во многих случаях такие объединения бизнесменов способны оказывать своим членам действенную поддержку, добиваться оптимизации сборов и тарифов или содействовать либерализации в области лицензирования деятельности.

#деньгономика #бизнес #история #россия #саморегуляторы

Ещё больше контента у нас на канале https://t.me/dengonomica