Найти тему

Советская гостиница: гнездо разврата или пристанище путника

Оглавление

Гостиницы – особая часть советского пространства, территория новых и часто необычных возможностей.

Само название говорит о том, что она отведена для гостей, то есть людей пришлых-приезжих, людей иных, особенных, отличающихся от здешних. Всякий, попадающий сюда, сам отчасти становится гостем.

Как всякая локация, таящая в себе что-то новое, неизведанное, гостиница была любима советскими кинематографистами. Вспомним несколько фильмов, в которых гостиница – не просто живописный фон, а особым образом организованное пространство, без которого картина утратила бы многие смыслы и оставляла бы совсем другое впечатление.

Кадр из фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

«Цирк» (режиссёр Григорий Александров, 1936 год)

Главная героиня, цирковая актриса Мэрион Дикси (Любовь Орлова) живёт в гостинице рядом с Кремлём. Это гостиница «Москва», открытая в декабре 1935 года. Авторам проекта пришлось решать сложнейшую архитектурную задачу: в новую гостиницу должны были войти здания уже построенных Гранд-Отеля и гостиницы «Московская». Новый отель занимал целый квартал – от Охотного ряда до Манежной площади. По легенде, окончательный проект гостиницы утверждал сам Сталин.

Строительство затянулось – последние корпуса были сданы в эксплуатацию только в 1977 году. В начале двадцать первого века здание признали ветхим и снесли, а на его месте возвели роскошный даже по сегодняшним московским меркам Four Seasons Hotel Moscow.

В 1936 году, когда на экраны вышел фильм «Цирк», никто, конечно, не мог даже предположить, что через семьдесят с лишним лет гостинице «Москва» дадут новое английское имя. Картина Александрова утверждала превосходство социализма во всех сферах – в экономике и в образовании, в архитектуре и в музыке, в управлении государством и даже в массовых развлечениях и цирковых номерах.

Кадр из фильма  "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

О новом аттракционе говорят сидящие в ресторане на крыше гостиницы «Москва» делец и расист Франц фон Кнейшиц (Павел Массальский) и доверчивая дочь директора цирка Раечка (Евгения Мельникова). С крыши открывается вид на Театральную площадь: старая и новая Москва предстают в удивительном единстве, которого, кажется, никто не может нарушить.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

«Бриллиантовая рука» (режиссёр Леонид Гайдай, 1968 год)

Один из самых популярных советских мифов: гостиница – гнездо разврата. Подобрав выпавшую из кармана Семёна Семёновича Горбункова (Юрий Никулин) записку: «в девять, ровно в девять, отель «Атлантик», номер 327», бдительная управдомша (Нонна Мордюкова) наверняка представила бесстыдные сцены, которые будут разыгрываться

Интерьер номера - ярко-красные стены, двуспальная кровать, лампа, которую можно выключить одним движением – действительно, возбуждает. Такая обстановка могла бы, наверное, совратить даже самых строгих ревнителей морали.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Подобно героине романа Льва Толстого, наша искусительница (Светлана Светличная) кричит: «Не виноватая я!» - и чаша зрительских симпатий склоняется на сторону Анны Сергеевны, трогательно беззащитной без своего зелёного лифчика.

Кажется, это первый стриптиз, показанный в достаточно пуританском советском кино.

Номер 327 снимали в павильонах Мосфильма, а саму гостиницу – в Адлере, где жила съёмочная группа. Название гостиницы – «Горизонт», а вовсе не «Атлантика» - как на вывеске, и не «АтлантИк», как говорят герои.

В нулевые годы у гостиницы появился новый хозяин. По слухам, объект с которым было связано столько киновоспоминаний, стал собственностью то ли супруги тогдашнего московского градоначальника, то ли кого-то из её родственников. Здание было разрушено. На месте легендарного «Горизонта» - «Атлантик» началось строительство. Судя по всему, здесь будет новый отель.

Кадр из фильма "Мимино"
Кадр из фильма "Мимино"

«Мимино» (режиссёр Георгий Данелия, 1977 год)

Главный герой картины, лётчик Мимино (Вахтанг Кикабидзе) приезжает в Москву. Ему удаётся поселиться в одну из самых престижных гостиниц Советского Союза – в гостиницу «Россия». Изначально она была построена для делегатов партийных съездов и участников различных международных конгрессов. Гостиница была внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая в мире.

Показательно, что гостиница с таким названием становится территорией, где слова о дружбе народов не кажутся голимой пропагандой. И если в реальности об отношениях между народами Закавказья можно политкорректно сказать как о «сложных» и «претерпевших разного рода испытания», то в фильме грузин и армянин, действительно, становятся друзьями и чуть ли не братьями.

Кадр из фильма "Мимино"
Кадр из фильма "Мимино"

Их танец в ресторане с полным правом можно называть зажигательным. Эпизод сняли ночью, а на следующий вечер, 25 февраля 1977 года в гостинице случился страшный пожар. Чтобы его потушить, было задействовано сто сорок единиц техники и почти полторы тысячи сотрудников пожарной охраны. В самом бедствии можно усмотреть множество мистических знаков, начиная с того, что на пожар приехал председатель КГБ Юрий Андропов, по сути, последний советский правитель, которому удавалось не допустить появления очагов национальных конфликтов, и заканчивая тем, что одновременно с пожаром в концертном зале гостиницы шёл концерт Аркадия Райкина.

В девяностые годы гостиницу пытались реконструировать, но инвесторов не нашлось. В итоге в 2010 году здание было демонтировано.

Почти двадцатью годами раньше был демонтирован СССР, а советский актёр -интернационалист Кикабидзе вскоре стал яростным русофобом.