В калитку кто-то постучал. Варя выглянула на улицу.
-Эй, хозяйка, открывай. Давай будем знакомиться.
Хозяйка открыла ворота. Во двор шагнула пожилая женщина. Варя поняла, что это соседка слева, женщина часто видела её в окно, когда та работала в огороде.
-Здравствуйте, проходите в дом.
-Здравствуйте в вашей хате. Меня зовут Зоя Васильевна, я ваша соседка, вот пришла познакомиться, а то без соседей скучно, не повезло нам, вот уже два года и справа, и слева дома дома пустуют. Когда узнали, что этот дом купили, обрадовались. Вот я вам ведро слив принесла, в этом году много уродилось, кушайте на здоровье, – соседка поставила ведро на скамейку.
А вас как звать-величать?
-А я просто Варя. Присаживайтесь, будем с вами чай пить.
Зоя Васильевна присела на стул.
-Издалека к нам? Надолго?
-Вообще-то издалека. Планируем обосноваться здесь. Наши дети в Москве живут, звали к себе, но мы в столицу не хотим - шумно, суета, все вечно бегут куда-то, спешат. Мы вообще-то деревенские, любим тишину и покой. Ваш городок нам понравился, вроде и не село, но и не шумный город. Вот огород есть и рядом большие магазины, получается, как сейчас говорят «два в одном». А главное, здесь зелени много, цветов, леса кругом, воздух просто восхитительный, опьяняет. К тому же, грибы, ягоды.
-Да, Варя, леса кругом - это очень хорошо, целебные воздух, но иногда эта красота бывает страшной.
-Вы о чем?
-Сейчас расскажу.
-Нет, погодите, Зоя Васильевна, давайте сначала чайку попьем,- Варя быстро достала чашки, налила ароматный чай, поставила блюдо с пирожками, мёд.
-Вот свеженькие, кушайте, мужу утром пекла, с собой на работу взял.
Попили чайку, присели на диван и Зоя Васильевна начала свой рассказ:
-Я ведь, Варенька, не очень уж молодая, многое помню, а что-то забыла, но то что случилось в 1936-м году просто навечно врезалось в мою память.
Рязанская Мещера - настоящее Берендеево царство, на десятки километров раскинулись девственные леса. Курша - это рабочий посёлок, где мы проживали со своей большой семьей - папа, мама, я, два брата и сестра, всего шесть человек.
Когда-то нашей стране очень нужны были стройматериалы, а у нас кругом леса, вот прямо посреди леса расчистили большую поляну, поставили бараки, где жили лесорубы и началась заготовка брёвен. С «большой землёй» Куршу связывала единственная транспортная ниточка - узкоколейная железная дорога, именно по ней вывозили брёвна, которые потом превращали в стройматериалы и отправляли в Рязань, в Москву. Со временем посёлок разросся, появились школа, больница, пекарня. Родители работали в лесу, а мы учились в школе.
Лето 1936 г. оказалось очень жарким, температура порой доходила до 40°, три месяца не было дождей. То тут, то там вспыхивали пожары, вот как-то такой пожар случился недалеко от нас, подул сильный ветер и стал разгонять пламя. Огонь перекинулся с одного дерева на другое, скорость была такая, что убежать из леса мало кому удалось, огонь накрыл лесорубов, грибников, косарей.
Вскоре ветер подул в сторону Курши, стало ясно, что надо немедленно уезжать, подали узкоколейной поезд. Но начальство, вместо того, чтобы погрузить население и уехать, приказало сначала погрузить заготовленные брёвна, а затем на них стали сажать людей, время было потеряно. Мы с мамой и детьми тоже забрались на брёвна.
Поезд уходил в тот момент, когда Курша вспыхнул как спичечный коробок. Мы ехали, а сзади нас мчался ревущий огонь. Горело всё - и лес, и шпалы, и, казалось, даже воздух. Загорелись и наши брёвна, мы вмиг оказались на бегущем по рельсам костре. Огонь опередил нас и перерезал нам дорогу. Несколько мужиков схватили ближайших детей и кинулись сквозь огонь назад. У многих обгорели ноги, руки, но мы выбрались на то место, где огонь уже ушёл вперёд. Мы хоть и сильно пострадали, но остались живы, остальные погибли, в их числе была и моя мама с детьми. Отец погиб ещё в лесу, с другими лесорубами. Намного позже я узнала, погибло более 1000 человек, - Зоя Васильевна принялась вытирать набежавшие слёзы. Она немного помолчала и продолжила рассказ:
-Я долго лежала в больнице, ноги подлечили, но с тех пор я без чулок никуда не могла выйти, всё скрывала свои рубцы, мне было 15 лет. После больницы меня приютила дальняя родственница. Я закончила школу, выучилась на бухгалтера, а в 18 лет вышла замуж и мы с мужем переехали сюда, построили дом. Мужа уже давно нет, а я вот живу с семьей сына.
Вот видишь, Варенька, какой опасной бывает порой красота, я, как никто другой, в этом убедилась. Ой, что-то я засиделась, обед пора варить. Спасибо за чай, заглядывай к нам в гости.
Я проводила Зою Васильевну и долго ещё не могла прийти в себя после её жуткого рассказа. Действительно, как порой бывает страшной красота. И лес, и река, и горы в один момент могут стать источником опасности. Надо это иметь в виду.