Найти тему

К.П.Брюллов .Последний день Помпеи.

К.П.Брюллов (1799-1852).Последний день Помпеи.1830-1833г.Холст, масло. ГРМ.
К.П.Брюллов (1799-1852).Последний день Помпеи.1830-1833г.Холст, масло. ГРМ.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.

«И стал последний день Помпеи

Для русской кисти первый день».

Евгений Баратынский

Карл Брюллов был сыном академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло (видимо впоследствии сын решил изменить свою фамилию, сделать ее более русифицированной), окончил Петербуржскую академию художеств с золотой медалью.

Это дало ему возможность отправиться в пенсионерскую поездку для оттачивания мастерства в окружении знаменитых полотен европейских художников. Брюллов отправляется в 1822 году в Италию, затем Грецию и Турцию. Официально он отказывается от пансиона в 1827 году, но остается в Италии до 1836 года.

После использования средств, выданных на стажировку, необходимо было отчитаться перед Обществом поощрения художников, которое спонсировало художника. Брюллов пишет парные картины Итальянское утро и Итальянский полдень и отправляет в Петербург.

Эти произведения сделали молодого живописца знаменитым, заказы не заставили себя ждать.

Так, например, находившийся в Италии богатейший наследник уральских горнозаводчиков А.Н.Демидов, купивший себе титул князя Сан-Донато, заказывает художнику картину Последний день Помпей. В 1834 году, приехавший в Петербург Демидов преподнес картину Николаю I.

Я свято верю в то, что талантливые художники (писатели, поэты скульпторы) обладают особым видением, дополнительными источниками информации, что ли, по сравнению с нами - обычными людьми. Поэтому я очень серьезно отношусь к тому, как они изображают те или иные исторические события, или, наоборот, рисуют нам картины будущего.

Итак, перед нами Помпеи в самый их трагичный момент. Скорее всего, это произошло среди бела дня, посмотрите, справа на картине художник изобразил только что обручившуюся молодую пару, вряд ли свадебные обряды проходили у них по ночам. Молодой человек просто не может поверить в произошедшее, минуту назад он был счастлив и полон надежд, и вот его избранница уже безжизненно обвисла на его руках, они никогда не смогут быть вместе!

Несмотря на ужас происходящего, герои этого полотна представлены Брюлловым людьми благородными, самоотверженными (не будем забывать, что Карл Брюллов был художник - романтик!). Например, вот мужественный воин и юный мальчик выносят своего отца- это нам может напомнить сюжет из греческой мифологии, когда герой Эней выносит из горящей Трои своего отца и сына.

Кстати, Карл Брюллов, помимо своей творческой фантазии, при создании полотна опирался и на реальные факты.

Во-первых, римский историк Плиний младший был свидетелем происходящего и оставил нам их достоверные описания. Так, мы можем видеть на картине сюжет, описанный Плинием –младшим. Вот здесь, справа от воина сын пытается спасти мать, но та отказывается, как бы говоря - «Я уже пожила, спасайся сам!»

Во-вторых, в первой половине 19 века археологи уже открыли миру тайну погибшего города. Публике были предъявлены драгоценные в прямом и переносном смысле экспонаты. Карл Брюллов конечно же видел их во время своего путешествия по Италии, он разместил их на первом плане внизу. Все эти предметы как бы придают достоверность происходящим на картине событиям.

Кстати, на первом плане слева изображена подруга художника, Юлия Павловна Самойлова, со своими приемными дочерями Амацилией и Джованниной (эти же девочек изображает художник на знаменитой картине «Всадница»).

Как романтик, Карл Павлович Брюллов пропускал все события через себя, свои чувства. Вот и на картине «Последний день Помпеи» он поместил себя прямо в эпицентр событий. Предлагаю вам найти его!

#карл брюллов #русская живопись 19 век #последний день помпеи #рассказы о картинах