4,9K подписчиков

Станислав Дробышевский, «Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все»

  Страниц: 800 Цикл: «Достающее звено», №1 Оценка: 10/10 Первое издание: 2021 г.  В последнее время меня зацепила тема эволюции.

Страниц: 800

Цикл: «Достающее звено», №1

Оценка: 10/10

Первое издание: 2021 г.

В последнее время меня зацепила тема эволюции. Я прочитала об эволюции с точки зрения микробиологии, с точки зрения развития тех или иначе костей, с точки зрения поиска учёными первопредков, которые дали не только нам, но и в принципе всем животным те или иные части тела — от позвоночника до глаз. Но самое интересное, конечно, это антропология и эволюция конкретно человека из древних приматов в современный вид. У Дробышевского я до этого читала лишь «Байки из грота», поэтому решила восполнить такой досадный пробел.

В этой объёмной книге (объёмной настолько, что разделена на две части) вы узнаете о том, как таки из приматов выделился Homo sapiens, есть ли у нас достающее звено между обезьянами и людьми, как палеонтологи и антропологи всё это узнали и какие сейчас есть вопросы в этих областях.

После прочтения этой книги я стала себя ощущать почти что антропологом, настолько Станислав полноценно раскрыл эту тему. Он с такой любовью описывает всех этих гоминид, питекантропов, Homo erectus и Homo habilis, рассказывает про обезьян нынешних и обезьян вымерших — зачитаешься. Особенно мне понравились отступления «уголок занудства» и «кстати о...», где кстати было вообще не кстати. А под конец Станислав вообще рассказал несколько сказок в главе «Три сказа о люфенгпитеках»!

С точки зрения построения повествования, отношений с читателем и стиля рассказа эта книга — чудо. Очень и очень было приятно читать такое, вот это сочетание искренней заинтересованности в предмете, уважения к читателю и простого языка с юморком меня покорило. При этом книга шикарно структурирована: после прочтения не путаешься в восьмистах страницах текста, всё последовательно и логично.

Если мне ещё не удалось вас заинтересовать, то давайте я постараюсь снова. Как насчёт главы 20, где учёный последовательно рассказывает, почему те или иные животные не стали разумными? «Почему копытные не стали разумными», «Почему грызуны и зайцеобразные не стали разумными», «Почему хищники не стали разумными» и так ещё с десяток «почему». А дальше идёт глава с названием «Мир глазами руконожки», которая «часть седьмая, немножко хулиганская, продолжающая линию части шестой...»

В процессе чтения вы все станете немного антропологами, узнаете о значении размера мозга, образа жизни и наличия опасностей для эволюции. Попутно почерпнёте информацию о том, как в принципе работают антропологи, как по костям они могут определить, чьи перед ними останки, и как они выстраивают всю эволюционную цепочку.

Единственное, что может испугать читателя — обилие терминов. Где-то на середине книги на нас начинает литься поток из латинских названий, который лишь становится больше. Читать приходится вдумчиво и аккуратно, чтобы не начать путаться во всех —антропах, -tes, -gus и -cus. 

Если вам интересны темы антропологии, эволюции, палеонтологии — смело читайте, не бойтесь такого объёма. Мне книга понравилась безумно, каждой страницей и каждым абзацем.