19,2K подписчиков

5 шедевров Ференца Листа, которые украсят ваш плейлист

3,5K прочитали

22 октября родился знаменитый венгро-немецкий композитор Ференц Лист. В честь его дня рождения в Московской консерватории состоится концерт его фортепианных произведений. Вспоминаем шедевры композитора к концерту.

Портрет Ференца Листа в молодости, 19 век © Public Domain
Портрет Ференца Листа в молодости, 19 век © Public Domain

Ференц Лист был выдающимся композитором и виртуозным пианистом, суперзвездой своей эпохи, середины 19 века, и воплощением романтизма. Он ввел в обращение все атрибуты пианистической звездности — от ряда виртуозных техник до структуры концерта, от внешнего образа до инструментов пиара. Познакомимся с самыми известными произведениями композитора, которые можно будет услышать на концерте в консерватории.

«Мефисто-вальс» № 1: безудержная дьявольская пляска

За свою карьеру Лист написал четыре «Мефисто-вальса», а самый известный из них — «Мефисто-вальс» № 1. Его полное название Der Tanz in der Dorfschenke — «Танец в деревенской таверне». Вальс мгновенно стал хитом, ведь его страсть, чувственность и драматизм производили огромное эмоциональное воздействие на слушателей.

Лист так описал сюжет вальса. В деревенский трактир, где празднуют свадьбу, приходят Мефистофель и Фауст, и Мефистофель уговаривает Фауста принять участие в празднике. Мефистофель выхватывает скрипку из рук скрипача и извлекает из нее соблазнительные, опьяняющие мелодии. Очарованный Фауст кружится с деревенской красавицей в диком танце и увлекает ее прочь из трактира. Звуки скрипки становятся все тише, и соловей поет любовную песню.

Соната си минор: единственная и неклассическая соната Листа

Эта соната стала единственной работой Листа в сонатном жанре, а посвятил он ее другому выдающемуся композитору эпохи — Роберту Шуману. Жена Шумана, гениальная пианистка Клара Вик, эту сонату не поняла и не полюбила. Но это вполне объяснимо: Вик была воспитана на классической традиции Баха и Скарлатти, а соната Листа со сложностью формы, искрящимся темпераментом, смысловыми и эмоциональными экстремумами, к которым она подводит слушателя, наверняка показалась Кларе пугающим симптомом гибели классической культуры, признаком начала конца.

Во многом так и было: соната Листа ставит монумент старому доброму сонатному жанру и в то же время стирает его в порошок. Она представляет собой чуть более 30 минут непрерывного звучания: одну неделимую часть, в которой, вместе с тем, можно усмотреть структуры «вживленных» в нее всех частей традиционного сонатного цикла.

Сюжет сонаты можно интерпретировать по-разному. Здесь есть отголоски истории о Фаусте, Гретхен и дьяволе Гёте, и сюжет о грехопадении людей и изгнании из рая Мильтона. Также можно увидеть и автобиографическую программу, и обобщенное высказывание о схватке души человека с его личными бесами.

Три «Сонета Петрарки»: музыкальное признание в любви

В 1830-е годы Лист проводил много времени в Швейцарии и Италии, одним из результатов чего стал альбом пьес «Годы странствий». Вторая тетрадь этого альбома посвящена Италии, и среди произведений — «Сонеты Петрарки». Они появились как песни, потом реинкарнировались в нескольких фортепианных версиях разной сложности, а на закате жизни Лист превратил их обратно в вокальные работы.

У Листа и Петрарки — величайшего итальянского поэта раннего Ренессанса, жившего за 500 лет до композитора, — было много общего: оба были путешественниками и гедонистами, оба приняли духовный сан, оба никогда не женились. Речь здесь — о мятущейся поэтической душе:

«Мне мира нет, — и брани не подъемлю,

Восторг и страх в груди, пожар и лед.

Заоблачный стремлю в мечтах полет —

И падаю, низверженный, на землю».

«Долина Обермана»: романтический образ Швейцарии

Центральное произведение первой тетради «Годов странствий», которая посвящена Швейцарии, — пьеса «Долина Обермана». Пьеса получила такое название в честь эпистолярного романа французского писателя Этьена Пивера Сенанкура «Оберман», действие которого происходит в Швейцарии. Его главный герой — истинный романтический тип: страдающий и скучающий, разочарованный и задающийся проклятыми вопросами. Два письма, которые цитирует здесь Лист, относятся к ночным сценам: на берегу озера, среди шороха волн и листьев наш герой шепчет «Кто я? Чего я хочу?».

Венгерские рапсодии: народный дух и богатство фольклора

Лист сочинял венгерские рапсодии всю жизнь, всего оставив 19 произведений. В них ярче всего проявился венгерский ген музыки Листа: для рапсодий он черпал вдохновение в народных мелодиях, песнях и танцах, в национальных жанрах. В них он подражает приемам игры на народных инструментах, да и само название «рапсодия» отсылает к свободной фантазийной форме, в которой свои рассказы строили рапсоды — народные сказители.

Лист строит форму рапсодий на контрасте двух разделов — медленного и быстрого. Это отражение народной практики. Музыка медленных частей — горделивая и романтически-приподнятая, то в характере медленного воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ, то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования.

Быстрые части — это картины народного веселья, огненные пляски — чардаши. Лист использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и скрипки, своеобразие ритма и ладовых оборотов стиля вербункош с характерными пунктирными кадансами (по ним безошибочно узнается венгерская музыка).

Для справки:

Банк ВТБ выступает генеральным партнером Московской консерватории и поддерживает актуальные для нее начинания. Например, банк стоял у истоков создания телевидения вуза, а также принимал участие в организации серии юбилейных мероприятий.