Любвеобильный леший может украсть или завести в лес понравившуюся девушку, даже несмотря на то, что дома ждёт законная жена, лешачиха. Описывают её по разному: кто говорит, что роста огромного и сухая, дряхлая, кто напротив считает, что она обычная нагая девушка, кто уверяет, что она уродливая и с длинными грудями, которые закидывает за плечи при ходьбе, кто видел её полной, высокой, черноволосой, а кто заявляет, что и вовсе вся она чёрная. Кое-где их с русалками объединяют, но всё ж таки это отдельные персонажи. Бытует мнение, что она страшная и неряшливая, потому леший и таскает девушек.
Промысел у неё тот же, что и мужа: забрать у людей то, что не благословили, пусть даже и детей. При том млышей они обучают так же тащить из домов не благословлённую еду. И детей этих не видно, словно шапкой-невидимкой накрыты! Девочка одна из Вологодской губернии долго так с “тётей” по дворам ходила, а после указывала на дома, там говорили, что не слышали её. У мужичка встречного хлеба попросила, так он теперь и не помнил её.
Рожают лешачихи маленьких лешачат и нужны для того им повивальные бабки. Приходится лешему ехать за умелицей в деревни к людям, и привозить на роды. А однажды в Поморье попросила лесовиха няньку своим детям. Тот нашёл заплутавшую старушку в лесу, в свой дом привёл, и стала она за маленькими лешачатами смотреть. Прошло какое-то время, затосковала старушка по дому. Лешачиха сжалилась над ней и говорит, мол, чтоб не ела бабка дома ничего. День не ест, другой отказывается, на третий совсем перед глазами у бабки потемнело, и лешачиха начала ругать мужа: вот, привёл няньку, а та не ест, с работой не справляется. Делать нечего, надо домой её возвращать. И тут лешачиха дала старухе совет: как будет лесной хозяин с ней рассчитываться, так чтоб та считала монеты “первый, первый, первый”. Бабка так и сделала, набила полные карманы золотых, а потом леший её домой отпустил. Говорят, что если взять у лешего богатств каких, то не выпустит он тебя из леса, но, видно, за ту старуху лешачиха попросила.
А однажды заключил леший договор с мужиком, что будет стадо его пасти и за уговоренный срок ни с одной скотиной ничего не случится. Так и было, а мужик не утерпел и решил посмотреть, кто ж за стадом приглядывает? Пришел, а там старуха дряхлая, как поговорила с ним, так и растаяла и пришлось ему потом нового пастуха искать.
Но чаще всего лешачихи так же, как и лесовые потешаются. Людей пугают, в чащу уводят, домой не отпускают. А на северах, говорят, являются они мужикам в виде их же собственных жён. А у тех кровь начинает “меняться” и умирают они вскоре. Чтоб избавиться от такой напасти надо либо крест на шею лешачихи надеть, либо отстегать её рябиновой веткой, она так сразу обличье сменяет.
Изредка уводят они мужчин, чтоб в мужья взять. Но как и где их потом искать - неясно.
Нечистая сила на то и нечистая сила.
Источники:
Т. А. Новичкова “Русский демонологический словарь”
М. Д. Чулков “Абевега русских суеверий”
А. Е. Бурцев “Русские народные сказки и суеверные рассказы про нечистую силу”