Сегодня у нас одно из тех произведений, на которые сложно написать рецензию, потому что впечатление остаётся, но не совсем то, которого хотелось бы. Это роман "Некромант" Робина Штенье.
Драма, да, я бы сказала, драма во всей своей неприглядности. Не кусок чужой жизни, а вся жизнь, потраченная на взращивание чувства вины, лелеяние его и преумножение с помощью присоединения к нему других, попутных вин. И ведь не фантастика, потому что немало тех, кому этот сценарий кажется родным и годным. Люди по нему живут, обычные, реальные, не только литературные персонажи.
На Дениз свалилось неизвестно откуда ведьмовское умение видеть призраков, общаться с ними, в какой-то степени ими управлять. Нас не спрашивают, наделяя дарами. Наверное, имей героиня возможность выбора, взяла бы талант художника, больший, чем имеет в наличии, она ведь оценивает здраво, что покойная подруга была способнее неё. Признание публики и денежный успех – отлично, но душа всё равно ведёт свой гамбургский счёт. Увы. Дениз досталось то, что досталось. Талант видеть тех, кто стоит сразу за порогом бытия и не знает, куда дальше держать путь. Сама ведьма от мистических умений не в восторге, воспринимает их как проклятье, вопрошает: за что? Всё равно как дать крылья тому, кто не хочет и не готов летать: мешать будут, помогать – нет. Если нельзя купировать, приходится терпеть, ну или приспособить для повседневных нужд: крылом ведь можно засветить противнику в морду с большего расстояния, чем кулаком – тоже польза.
Дениз употребляет свои способности для довольно-таки низменных целей. Мстит преподу, который её достал, устраивает беспорядки – просто так, потому что настроение плохое, защищается от тёмных личностей на тёмных улицах. Последнее ей трудно вменить в вину, потому что женщиной быть в этом мире очень небезопасно и тут да, иногда думаешь, что любые средства хороши. Грустно, что Дениз не пытается вникнуть в происходящее вокруг неё. Ей в какой-то степени интересно почему именно это и почему именно ей, а не как несчастье обернуть радостью. В итоге вся жизнь прошла цепью рефлексий и терзаний. У неё есть деньги, может себе позволить страдать красиво, но и когда она была бедной официанткой, отношение к жизни оставалось тем же. Она виновата, она плохая, но стоит появиться новому поводу для обид, и ни в чём не повинные призраки тут же вновь используются для мести. Тесно общаясь с умершими, она не прониклась к ним сочувствием, помочь пытается разве что лично ей симпатичным особям, прочие – расходный материал ведьмовства. Всем нам свойственно в той или иной степени думать лишь о себе, но Дениз считает, что раз у неё есть возможность, то она автоматически перетекает в право, а вот тут уже можно поспорить.
Сочувствовать героине романа трудно. У цепи два конца, привязанность мучает не только призраков, но и некромантку. У живого человека наверняка больше свободы воли, только воспользоваться ей трудно. Нет уверенности, что Дениз смогла. Ещё труднее принять философскую закольцованность романа, оценить справедливость финала. Жизнь, полная страданий, искупила забытую детскую вину? Остаётся ощущение, что автор пожалел Дениз и дал ей покой, которого она не нашла в жизни. Вспомнив прошлое, забыла будущее.
Роман отлично написан, легко читается. Он довольно статичен, но интерес в процессе чтения не утрачивается. Не оставляет надежда, что Дениз выберется из замкнутого круга. По структуре произведение линейно, но развивается в разных временных рамках. Эпизоды прошлого и настоящего, чередуются, подводя читателя к финалу.
Персонажей немного, но обрисованы они ярко, даже второстепенные выглядят живыми людьми, вне зависимости от того, живые они люди или призраки. Дениз общается с Делайлой, Тильдой, Китом, Гилбертом, Колином, но умершие, пожалуй, привлекают её больше. Быть может потому, что власть тут на её стороне? Эгоистичное стремление никого не отпускать в случае с мёртвыми работает надёжнее.
Обвиняя кругом себя, Дениз при этом не забывает мстить всем, кто стал ей поперёк дороги, то есть на самом-то деле винит других. Возникает ощущение, что злое она творит, чтобы под все эти вины свои и чужие, подвести конкретную материальную базу, получается, в данном случае рога достались как раз бодливой корове. В итоге возникает впечатление, что эта женщина всеми силами пытается не быть счастливой, и хочется сказать ей: какой бы дар не достался в пользование, страдать при этом совсем не обязательно. Если обстоятельства вкладывают в руку нож – это ещё не повод убивать. Можно колбаску нарезать или заточить карандаш. От нас зависит, а не от судьбы.
Поэтому, прочитав роман, полезно взглянуть на собственную жизнь и прикинуть, не совершал ли сам подобных ошибок. Вовремя остановиться и подумать, точно ли ты поднимаешься по лестнице, а не падаешь к подножию. Автор не только озадачил нас заботами персонажа, но и показал отчасти способ их решения. Если не научился делать себя счастливым человеком, стань человеком творческим. Это не равноценно, но спасительно. Для Дениз рисование, живопись не только способ заработка, но и средство примирения с доставшимися ей нелёгкими условиями существования. Не можешь совладать с проблемой – нарисуй её, не хочешь отпускать дорогих тебе умерших, воплоти их суть в портрете, оставь себе не просто воспоминание, но креативную переработку его. Тут неважно, чем именно займётся человек. Романы писать, наверное, было бы ещё удобнее, ведь здесь мы можем не только создать образы друзей и врагов, но заново подарить им судьбы. Если бы не талант и трудолюбие, Дениз вовсе не за что было бы зацепиться, вышел бы из неё кукольник, который убивает, чтобы получать именно желанные игрушки, а не те, что тасует случай. Не просто же так существует в романе этот персонаж, он напоминает, что всё могло обернуться гораздо хуже. У Дениз не на все свершения хватило отваги, но творчество помогло ей пройти путь к финалу, который да, наверное, можно счесть счастливым. Заслужила она прощение? Пожалуй, нет, но все мы не без греха и потому не станем бросать камни. Займёмся собственной судьбой – это куда продуктивнее осуждения чужих ошибок.