В 2014 году американский канал SyFy снял мини-сериал «Вознесение» («Ascension»). В первом приближении это стандартная фантастика о полете людей к звездам. Но при внимательном рассмотрении сериал оказывается интереснее, чем кажется поначалу.
Это второе в истории мирового кино воплощение идеи «корабля поколений» - большого космического судна, полет которого продолжается сотни лет и в экипаже которого от точки А до точки Б успевают смениться несколько поколений астронавтов. Первой попыткой был великолепный и непонятый "Пандорум". Второй подход американцев к снаряду оказался проще, понятнее, но тоже непрост.
Итак, сюжет. В 1963 году американское правительство тайно отправляет к ближайшей звезде — Проксиме Центавра — космический корабль типа «Орион» с ядерным двигателем. На корабле 600 человек экипажа и все необходимое для их жизни, работы, отдыха и развлечений. Полет, по плану должен продолжаться около 100 лет. И первые 50 лет все идет хорошо, а потом на корабле происходит убийство.
Проблема в том, что к тому моменту экипаж представляет собой очень особенное общество. Корабельная полиция не имеет опыта расследования преступлений. В отсутствии формальной экономики главной валютой на корабле стал секс. А стюардессы превратились в отряд элитных проституток для высшего офицерского состава, и попасть в этот отряд мечтает каждая молодая девушка на борту. А главное событие корабельной жизни — ежегодный праздник выдачи разрешений на рождение ребенка: кто от кого забеременеет — решает компьютер, а чтобы кого-то родить, кто-то должен умереть, ведь корабль не резиновый.
Для расследования убийства компания, владеющая кораблем, нанимает детектива. На Земле. Ведь на самом деле, корабль никуда не улетел. Это только запертые в нем люди считают, что летят к звездам, а на самом деле они живут в огромном спрятанном под землей устройстве под контролем земных ученых, ставящих на них гигантский эксперимент. И если вы думаете, что это спойлер, то нет. Главная тайна проекта совсем не в этом.
Расследование приведет отважную детектившу (детективку?) к совсем уж мрачным тайнам, но это будет только в конце. А до того зрителю предложат наблюдать за сложной и необычной жизнью изолированного человеческого сообщества — с политикой, интригами, ревностью и даже терроризмом.
Сложно сказать, насколько на авторов сценария повлиял роман Виктора Пелевина «Омон-Ра», где впервые была предложена идея, что космические ракеты никуда не летают, а являются чем-то вроде больших подземных аттракционов для создания иллюзии полета. Но отметим, что в «Пандоруме» - первой экранизации корабля поколений — реального космического полета тоже не было. Корабль там тысячу лет лежал на дне инопланетного океана, в то время как его экипаж по-прежнему думал, что продолжает полет к звездам.
Есть мнение, что «Вознесение» несколько затянуто, и все события сериала можно было уместить в один полнометражный фильм. Возможно, но тогда получился бы совсем стандартный фантастический боевичок. А так, у создателей появилась возможность сделать сильный и интересный акцент на социальную проблематику подобных экспериментов.
В любом случае, финальный твист настолько неожиданный, что легко искупает возможные минусы сюжета. Скажу только, что свою главную функцию — доставлять людей на Проксиму Центавра — корабль действительно выполнит. Хотя и останется на Земле. Как это возможно? Смотрите кино, рекомендую :)