Найти тему
Кино и немцы

Сериал «Вознесение» - наследие Пелевина в американской научной фантастике

В 2014 году американский канал SyFy снял мини-сериал «Вознесение» («Ascension»). В первом приближении это стандартная фантастика о полете людей к звездам. Но при внимательном рассмотрении сериал оказывается интереснее, чем кажется поначалу.

Это второе в истории мирового кино воплощение идеи «корабля поколений» - большого космического судна, полет которого продолжается сотни лет и в экипаже которого от точки А до точки Б успевают смениться несколько поколений астронавтов. Первой попыткой был великолепный и непонятый "Пандорум". Второй подход американцев к снаряду оказался проще, понятнее, но тоже непрост.

Из некоторых "поврежденных" отсеков корабля выкачан воздух для большей достоверности "полета".
Из некоторых "поврежденных" отсеков корабля выкачан воздух для большей достоверности "полета".

Итак, сюжет. В 1963 году американское правительство тайно отправляет к ближайшей звезде — Проксиме Центавра — космический корабль типа «Орион» с ядерным двигателем. На корабле 600 человек экипажа и все необходимое для их жизни, работы, отдыха и развлечений. Полет, по плану должен продолжаться около 100 лет. И первые 50 лет все идет хорошо, а потом на корабле происходит убийство.

Проблема в том, что к тому моменту экипаж представляет собой очень особенное общество. Корабельная полиция не имеет опыта расследования преступлений. В отсутствии формальной экономики главной валютой на корабле стал секс. А стюардессы превратились в отряд элитных проституток для высшего офицерского состава, и попасть в этот отряд мечтает каждая молодая девушка на борту. А главное событие корабельной жизни — ежегодный праздник выдачи разрешений на рождение ребенка: кто от кого забеременеет — решает компьютер, а чтобы кого-то родить, кто-то должен умереть, ведь корабль не резиновый.

Из некоторых "поврежденных" отсеков корабля выкачан воздух для большей достоверности "полета".
Из некоторых "поврежденных" отсеков корабля выкачан воздух для большей достоверности "полета".

Для расследования убийства компания, владеющая кораблем, нанимает детектива. На Земле. Ведь на самом деле, корабль никуда не улетел. Это только запертые в нем люди считают, что летят к звездам, а на самом деле они живут в огромном спрятанном под землей устройстве под контролем земных ученых, ставящих на них гигантский эксперимент. И если вы думаете, что это спойлер, то нет. Главная тайна проекта совсем не в этом.

Расследование приведет отважную детектившу (детективку?) к совсем уж мрачным тайнам, но это будет только в конце. А до того зрителю предложат наблюдать за сложной и необычной жизнью изолированного человеческого сообщества — с политикой, интригами, ревностью и даже терроризмом.

Сложно сказать, насколько на авторов сценария повлиял роман Виктора Пелевина «Омон-Ра», где впервые была предложена идея, что космические ракеты никуда не летают, а являются чем-то вроде больших подземных аттракционов для создания иллюзии полета. Но отметим, что в «Пандоруме» - первой экранизации корабля поколений — реального космического полета тоже не было. Корабль там тысячу лет лежал на дне инопланетного океана, в то время как его экипаж по-прежнему думал, что продолжает полет к звездам.

На Земле тем временем тоже все непросто.
На Земле тем временем тоже все непросто.

Есть мнение, что «Вознесение» несколько затянуто, и все события сериала можно было уместить в один полнометражный фильм. Возможно, но тогда получился бы совсем стандартный фантастический боевичок. А так, у создателей появилась возможность сделать сильный и интересный акцент на социальную проблематику подобных экспериментов.

В любом случае, финальный твист настолько неожиданный, что легко искупает возможные минусы сюжета. Скажу только, что свою главную функцию — доставлять людей на Проксиму Центавра — корабль действительно выполнит. Хотя и останется на Земле. Как это возможно? Смотрите кино, рекомендую :)