Движение на грузинских дорогах – это всегда шок для приезжих. Больший хаос я видела только на дорогах Вьетнама, но там среди туристических автобусов ловко маневрируют тысячи скутеристов, а пешеходные переходы нанесены скорее для красоты, пешеходов там пропускать не то, что непринято – неприлично.
В Грузии водители умудряются с помощью жестов и сигналов договариваться о приоритете проезда эффективнее, чем при помощи знаков и светофоров. Это какой-то внутренний грузинский дорожный язык, неподготовленному человеку в Грузии авто в аренду в больших городах лучше не брать. Даже мои родственники, которые долгое время жили в Грузии и учились там водить, сегодня предпочитают передвигаться на такси – слишком уж агрессивной является манера вождения современных грузин.
Сложнее всего приходится пешеходам – правило «пешеход всегда прав» в Грузии не особо работает. Нет, конечно, в Грузии есть пешеходные переходы, регулируемые и нерегулируемые, однако на даже на светофоре нужно быть готовым, что в любой момент с любой стороны может поехать машина. И это – не наглость водителей, а особенность правил дорожного движения страны.
Поворот направо на красный свет
Вопрос о разрешении выполнения поворота направо на красный сигнал светофора поднимался и в России. Правило это, на мой взгляд, неоднозначное: с одной стороны, оно действительно смогло бы оптимизировать движение там, где нет дополнительный стрелок, с другой – повышает ответственность водителя перед пешеходами.
В Грузии с помощью этого правила частично справились с пробками в крупных городах – Тбилиси и Батуми. Пешеходы в Грузии не такие нежные, как в России, они сами пропускают автомобили, внимательно смотрят по сторонам и являются полноправными участниками дорожного движения.
Правило тренирует прежде всего их внимательность – позволить себе залипнуть в телефоне на пешеходном переходе в Грузии уже не получится.