Найти тему
Катехизис и Катарсис

Семейная пара латиноамериканских диктаторов

В семье все должно быть поровну: муж — отец нации, жена — ее духовный лидер.

Смотря на эти старые фотографии, можно подумать, что на них позирует счастливая голливудская пара или, быть может, европейская королевская чета. Однако первое впечатление обманчиво, потому что на этих снимках представлены президент Аргентины — Хуан Перон, и его жена — Эвита Перон, которые создали перонизм — весьма актуальное и по сей день для всей Южной Америки политическое движение.

В основе перонизма лежит авторитарная власть, экономическая самодостаточность государства, а также христианство, на почве которого национальная идея сочетается с левым наследием в виде социальной справедливости. Иными словами, Перон постарался реализовать популярную в ХХ веке концепцию Третьего пути, и, надо сказать, у него это получилось.

Хотя в 1955 году его правительство было свергнуто в результате военного переворота (несмотря на все заслуги, аргентинцы были не в восторге от диктатуры), а затем Хустисиалистская партия Перона была даже объявлена вне закона — все это вовсе не указывает на несостоятельность перонизма. Ведь в пользу Перона свидетельствует то, что всё-таки в 1973 он вернулся в Аргентину из изгнания в Испании и снова стал президентом, впрочем, все это продлилось недолго. Зато в 2000-е к власти в Аргентине окончательно пришли его идейные последователи, пред­ста­ви­те­ли Хус­ти­сиа­ли­ст­ской пар­тии. Альберто Фернандес, нынешний президент Аргентины, тоже является ее членом, а значит, даже в 2021 году перонизм все еще жив.

Но вернемся к супругам. Хуан Перон отвечал непосредственно за политическую и экономическую составляющую, проводя индустриализацию, а его жена Эвита — за все, что было связано с обществом. Она покровительствовала женским и молодежным организациям, и вовсе не только "для вида", например, благодаря ее деятельности женщины получили избирательное право. Также она активно обращалась к людям как искусный агитатор, обеспечивая своему мужу народную поддержку, и массы ее действительно очень полюбили. В этом сомневаться совсем не приходится, в подтверждение чего приведем такой пример, пусть и печальный.

В 1952 году Эвита последний раз появилась на публике и произнесла последнюю речь, сказав: «Не плачь по мне, Аргентина! Я буду с тобой живая и мёртвая». Она хорошо понимала, о чем говорит, поскольку на тот момент была тяжело больна, и это также было известно обычным аргентинцам. Уже в следующем месяце ее не стало, что вызвало в стране неподдельный траур, сильно ударив по обществу. Затем это также усилило народное негодование, ведь вскоре на фоне трагедии выросла безработица и проявились другие социальные проблемы.

Любопытно, но благодаря своей деятельности, ориентированной на общество и особенно на защиту женщин, Эвиту Перон очень уважает левая латиноамериканская молодежь, которая ставит ее в ряд своих любимых политиков вместе с Че Геварой.

Вместе с тем, ее же немало критикуют и даже стараются специально очернить образ. Делают это противники перонизма, которые хотят отправить идеологию на свалку истории. Например, одна из претензий к Эвите заключается в том, что она якобы была только лишь говорящей головой своего мужа, поскольку часто выражалась его словами и в начале своей политической жизни много с ним советовалась. А значит, не была личностью и никак не заслуживает народной любви. Кроме того, прослеживается критика, связанная с ее необразованностью в виду отнюдь не богатого происхождения. В случае Хуана Перона критика привычнее: его представляют как жестокого диктатора, который давил забастовки и обманывал аргентинцев, скопив большие личные капиталы.

Солнце ярче на юге