С калейдоскопом связано огромное количество интересных фактов, по поводу которых можно исписать не один том, но сегодня коснёмся всего лишь одного.
Большинство думает, что калейдоскоп не более чем игрушка. Он и был одной из любимейших игрушек советских детей. То тут, то там можно было встретить ребёнка "втыкающего" в трубочку с черным отверстием на конце. Для любой детсадовской группы калейдоскоп был что называется "маст хэв". Считалось, что эта игрушка развивает память, насмотренность, цветовое восприятие ребёнка.
Он и создавался как игрушка, так как его изобретатель сэр Дэйвид Брюстер не увидел в забавных узорах никакого практического применения. Он пытался запатентовать своё детище, и даже в 1816 году получил патент на "цветовой сложитель забавных узоров".
Однако доверился не тому человеку и пока готовились документы о секрете изготовления забавных трубочек узнало несколько промышленников. Те моментально подсуетились, добавили свои "изюминки" и к моменты начала действия патента калейдоскопы вовсю продавались в магазинах.
Калейдоскопы так полюбились аристократам, что серьёзные сэры и чинные дамы "втыкали" в забавные трубочки почище детсадовцев. Голову на отсечение даю, что сидящие на лавочках бабули 19-го века шептались:
- И вон тот лорд с трубочкой. Наркоман, наверное.
Больших денег Брюстер не получил. Кстати, на родине его до сих пор помнят, как самого неудачливого учёного. Ведь он не увидел золотой жилы в своём изобретении.
А она была!
И до сих пор есть!
Связана она, как ни странно, с особенностями человеческой памяти и творческой деятельности. Дело в том, что каким бы творческим не был человек, со временем он начинает повторяться. Даже Александру Дюма на закате карьеры досталось. Пресса злорадствовала:
- Мэтр сдулся.
Что уж говорить про простых людей.
Ещё в 80-е годы ХХ века советские психологи установили, что опытный мастер начинает повторяться примерно через год активной работы, начинающий - через 3 месяца.
Поэтому на многих советских фабриках, занимающихся росписью по ткани, изготовлением принтов, росписью игрушек, то есть везде, где требуется составление узоров, были установлены большие калейдоскопы. Мастера каждый день смотрели в них и запоминали узоры. Постепенно придумали как узоры фотографировать и особенно сочные сочетания сохраняли на цветную плёнку.
Сегодня таких калейдоскопов по России осталось 12 штук. Из них реально работают и используются только 4.
Зато в Китае (кто этим удивлён?) их несколько тысяч, причём они в разы больше чем те, которые использовались в ХХ веке. Некоторые аппараты снабжены примерочными - узор одним концом проецируется на ткань или ватман, а другим на экран для цифровой съёмки.
Сколько бы ни крутили калейдоскоп, выпавшее сочетание всегда будет отличаться.
Для того, чтобы выпало повторение картинки, человек, вращающий калейдоскоп 1 раз в секунду, должен прожить чуть больше 3 миллиардов лет. Так что если хотите жить долго, мотайте на ус.