Первые мои встречи с любительским театром, помнится, прошли в 90-е годы. Из Похвистневского района в наш сельский ДК иногда наведывался один любительский театр. Мне, как неискушенному зрителю, эти встречи были очень дороги. Да, на сцене выступали непрофи, но их игра подкупала искренностью. Да, низкий художественный уровень, часто отсутствие школы, но в провинции подобные театры нередко являются единственными очагами культурной жизни.
О проведении VII международного фестиваля любительских театров малых и средних городов России «Ваш выход!» в 2017 году узнала в одной из групп во ВК.
Проходил он в г. Похвистнево, что в 70 км от нашего населенного пункта. Для жителей 30-тысячного (и для нас, жителей глубинки, тоже!) города фестиваль "Ваш выход!" стал большим театральным событием. Основателем этого фестиваля является Алексей Серафимович Якиманский, заслуженный работник культуры РФ, актёр театра "Камерная сцена" (г. Самара).
Как выяснилось, география участников фестиваля обширная. Да и программа оказалась богатой. 16 сентября 2017 г. нам с дочерью посчастливилось увидеть две постановки: на сцене играли актеры из Италии и Израиля.:)
Приехали с дочерью за полчаса до начала спектакля "Ведьма" (муж и сын отказались от просмотра игры "лицедеев"). В синем зале к тому времени собиралась достопочтенная публика.
Зал небольшой, и, к большому моему сожалению, в нем не установлены были кондиционеры (двери открывали для проветривания) . Признаюсь, под конец спектакля мне хотелось поскорее вырваться "на волю". (С моими-то легкими, которые не справляются в таких местах со своими обязанностями!)
Итак, перед просмотром нас предупредили, что спектакль будет идти на итальянском языке. Каково же было удивление публики, когда вдруг в репликах некоторых актеров прозвучали знакомые слова.) А один из них (сыгравший роль дьячка Савелия) на протяжении всего спектакля изъяснялся исключительно на русском.
С большим итальянским акцентом.) Но, по-моему, своей игрой на русском и заслужил зрительское внимание.
По сюжету: в церковной сторожке Савелий "отчитывает" дьячиху Раису, в то время как на улице, в поле бушует непогода. (Читаем у Чехова: "Одним словом, на земле была оттепель, но небо, сквозь темную ночь, не видело этого и что есть силы сыпало на таявшую землю хлопья нового снега. А ветер гулял, как пьяный... Он не давал этому снегу ложиться на землю и кружил его в потемках как хотел".) Савелий уверен, что дьячиха с некоторых пор имеет связи с нечистой силой, частенько в ненастную погоду (с легкой руки дьячихи) к ним в сторожку наведываются "безумцы": то мастер, то урядник, то охотник, то писарь. (Почему-то вдруг вспомнилась гоголевская Солоха.) На что дьячиха равнодушно отвечает: "Когда папенька живы были и тут жили, то много разного народа ходило к ним от трясучки лечиться: и из деревни, и из выселков, и из армянских хуторов. Почитай, каждый день ходили, и никто их бесами не обзывал. А к нам ежели кто раз в год в ненастье заедет погреться, так уж тебе, глупому, и диво, сейчас у тебя и мысли разные". Савелий тронут логикой жены, но на этом не успокаивается.)
А затем на сцене появляется новое лицо."Это был молодой белокурый почтальон в истасканном форменном сюртучишке и в рыжих грязных сапогах".
Со слов дьячихи зритель узнает о её безрадостной супружеской жизни. Что жениха ей родители "выписали". Что четвертый год она живет с ним. Что если бы Савелий постарался, то дали бы ему хорошее место, но от природы тот ленив (и как тут не вспомнить гончаровского героя!). Что отец Никодим "всё себе берет", а им "мало приходится". На что Савелий тут же отзывается: "Отец Никодим - святая душа, светильник церкви, а ежели берет, то по уставу!" И так перед зрителем разыгрывается драма русской жизни. Не совсем пришлись мне по душе некоторые режиссерские "вольности" по ходу действия: за столом дьячиха пьет горькую с почтальоном (ничего подобного нет в чеховском тексте!), молодой почтальон "лапает" (да-да!) дьячиху (у Чехова читаем "почтальоном вдруг овладело желание", и ничего более).
В финале постановки Савелию удается выпроводить всех нежданных гостей.
Читаем у Чехова:"Сегодняшним вечером он окончательно убедился в своих предположениях относительно жены. Что жена его при помощи нечистой силы распоряжалась ветрами и почтовыми тропками, в этом уж он более не сомневался. Но, к сугубому горю его, эта таинственность, эта сверхъестественная, дикая сила придавали лежавшей около него женщине особую, непонятную прелесть, какой он и не замечал ранее. Оттого, что он по глупости, сам того не замечая, опоэтизировал ее, она стала как будто белее, глаже, неприступнее... — Ведьма! — негодовал он. — Тьфу, противная!"
Зал стоя аплодировал итальянцам. Пусть не все, но что-то удачно было сыграно на сцене.:)
#театр #игра #итальянцы #сценарий #спектакль