Найти тему
Восточный Экспресс

ПАВЛОВА В ПЕРЬЯХ, или Почему нельзя верить интернету

Это сногсшибательное фото я обнаружила в публикации, посвященной великой русской балерине Анне Павловой. Вот, кстати, эта публикация – 10-13 января 2004 года, автор Светлана Макаренко-Астрикова. Автор сообщает нам, что это «редчайшее фото Анны Павловой из балета Ц. Кюи «Дочь фараона». И копирайт стоит.

Кто хоть немного знаком с историей египетского ориентального танца – тот меня поймет: воображение разыгралось не на шутку!

Ведь это же он, один из культовых образов египетских танцовщиц 1920-30х годов! Перья, каблуки, наконец - трусы в стразах! Известно, что впервые в Египте на исполнительниц ракс шарки («восточного танца») все это надела Бадия Масабни в своем клубе, а вернее, клубах – их было несколько с 1926 по 1950 гг. Известно, что Анна Павлова впервые приезжала со своей балетной труппой в Египет в 1921 или, по другим источникам, в 1923 году и произвела своими выступлениями фурор в Каире и Александрии. Неужели?...

-2

На фото – Тахейя Кариока, звезда каирских клубов Бадии Масабни (источник).

Но тут я присмотрелась к фото «Анны Павловой». Странная поза для балерины. Тем более великой. И фигура не балетная. И плечи. И вообще – с чего бы балерине быть в туфлях в классическом балете?

Увы, на фото оказалась совсем не Анна Павлова, а вовсе даже Zelda Boden – артистка американского цирка Ringling Bros. and Barnum&Bailey Circus 1910-20х гг. На фото ее запечатлел Frederick W. Glasier. Об артистке почти ничего неизвестно, как неизвестно и то, каким образом она оказалась в публикации об Анне Павловой в качестве образа из балета «Дочь фараона».

С такими казусами встречаешься сплошь и рядом, когда проверяешь интернет-источники. Да и не только их – даже с диссертациями та же беда. Поэтому так трудно писать о восточном танце – проверять приходится каждую букву.

-3

На фото - памятник Анне Павловой в Каире. Установлен в 2020 году (источник).

И все же я думаю, что каирские гастроли труппы Анны Павловой в начале 1920х сыграли свою роль в истории египетского ориентального танца. Дело в том, что в Каире труппа Павловой две недели давала представления не где-нибудь, а в «Курзале» - стареньком мюзик-холле на углу улиц Альфи Бей и Эмад Эд-дин, в самом сердце развлекательного квартала Каира. Богатая европейская публика, рукоплескавшая мастерству Анны Павловой в «Египетском балете» и других постановках, привезенных труппой, после балетов в «Курзале» отправлялась прямиком в ночные клубы улицы Эмад Эд-дин и – по традициям того времени - бурно делилась впечатлениями со всеми, кто готов был их слушать. А Бадия Масабни, в те годы звезда сцен ночных клубов улицы Эмад Эд-дин, всегда слушала свою публику очень внимательно. Вполне возможно, именно успех Анны Павловой в Каире подтолкнул Бадию к тому, чтобы в ее собственных клубах артистки - впервые в истории ночных клубов Каира - в обязательном порядке становились к балетному станку. И это изменило все.

-4

На фото - мюзик-холл "Курзал" на старинной открытке, изображающей улицу Эмад Эд-дин, из личного архива Рафаэля Кормака, опубликована в его книге "Midnight in Cairo".

Больше о гастролях Анны Павловой в Каире читайте в книге замечательного советского арабиста Владимира Белякова "Русский Египет".

Ната Фари (с)