Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Осел идет за морковкой, а мул за мадриной

Мул - плод любви осла и кобылы, намного сообразительнее своего биологического отца, и если ишака можно обмануть лакомством, которое маячит перед его носом, то в случае с его отпрысками от мезальянса с лошадью, требовалось поступать намного тоньше.

Не ясно, кто и когда обнаружил эту удивительную черту характера мулов. Дело в том, что они очень привязываются к кобылам, и сохраняют к определенной особи слабого лошадиного пола привязанность сродни собачьей преданности. Если к шее такой кобылы привязать колокольчик, то стадо мулов будет следовать за ней куда угодно.

Человеку грех было не воспользоваться этой особенностью мулов, чтобы направить ее в продуктивное русло. Так появилась мадрина (исп. Madrina - крестная мать, покровительница) - лошадь с колокольчиком, которая шла впереди каравана из вьючных мулов. Впрочем, для этой же цели с успехом использовали и ослов и коней, высказывалось предположение, что мулы вообще готовы следовать за любым существом у кого есть колокольчик.

The Bell Mare - Кобыла с колокольчиком. Худ. Фредерик Ремингтон
The Bell Mare - Кобыла с колокольчиком. Худ. Фредерик Ремингтон

Однако, кобыла все же была предпочтительней, т.к. мулы привязывались к ней большей всего, в противном случае, они могли найти себе совершенно неожиданный объект обожания. Тейлор Баярд, американский путешественник, писатель и дипломат, вспоминая свой сухопутный вояж с востока США в Калифорнию, писал:

Инстинкты, повелевающие сердцем мула, представляют собой интересный объект для изучения во время путешествия через горы. Я бы (если бы сравнение не было слишком неблагородным) сравнил его сердце с женским, потому что оно столь же непостоянно в своих симпатиях, дарит свои привязанности, когда их меньше всего ожидаешь, и, когда страсти успокаиваются, сердце тянется за объектом обожания ровно столько, сколько объект находится в поле видимости.
Иногда лошадь, иногда осел, пленит воображение целой упряжки мулов, но чаще всего - животное, не имеющее ничего общего с лошадиным племенем.
Лейтенант Бил рассказывал мне, что однажды на равнинах Симарона весь его караван из мулов внезапно сорвался с места в галоп и пробежал полмили, пока не остановился в родительском благоговении. Причиной чудачества мулов оказался теленок бизона, который отбился от стада. Они носились вокруг него в величайшем восторге, терлись о него носами, подбрасывали вверх. и выставляли себя на посмешище безуспешными попытками выть и блеять, в то время как теленок, не осознавая своих привлекательных качеств, стоял посреди них.

Рэндольф Марси, офицер армии США, знаменитый своими исследованиями дальнего Запада, писал, как во время похода 1857 года в Юту против мятежников-мормонов в их колонне был мул, который за свой кроткий и ласковый нрав стал любимцем солдат и получил кличку "Билли". Марси, который ехал на кобыле, довольно часто давали задание на пару с офицером, который путешествовал на Билли.

За время совместных поездок Билли всей душой прикипел к кобыле Марси, и хотя кобыла лягала и кусала мула каждый раз, когда он находился в пределах досягаемости - это лишь укрепляло чувство привязанности Билла, который имел довольно обиженный вид, когда ему не разрешали следовать за кобылой.

Во время тяжелого перехода через Скалистые Горы, когда верховые и вьючные животные массово умирали от холода и голода, мула несколько раз бросали на тропе, не ожидая увидеть на вечерней поверке. Но Билл раз за разом доходил до ночной стоянки, находил кобылу Марси и рухнув на снег, спал рядом с ней до следующего утра. Но, как писал Рэндольф Марси:

Когда на следующий день мы возобновили свой марш, он предпринял еще одну отчаянную попытку продолжить путь со всеми, но вскоре упал в изнеможении. Мы с неохотой оставили его за спиной и больше никогда не видели. Увы! Бедняга Билли! Твоя верность заслуживала лучшей участи. В твоем случае действительно можно сказать, что ты стал жертвой безответной привязанности.