Голос девушки был сильным и очень чистым. Она пела, словно итальянская дива, настоящая звезда оперы. Но, конечно, никакой итальянки в этой барской усадьбе не было. Песню исполняла Стеша, обычная крепостная графа Орлова, цыганка по происхождению. Гостивший у графа Андрей Новиков, большой ценитель искусства, обратился с просьбой: «Продай её, - просил он, - этой крепостной здесь не место».
Во многих барских усадьбах конца XVIII – начала XIX века были свои хоры или театральные коллективы. Содержать «служителей муз» считалось пусть и затратным, но модным делом. Для особенно талантливых актёров и певцов нанимали педагогов (а иногда отправляли учиться в Италию), для представлений строили настоящие театры с декорациями, куда приглашали гостей, родных, а иногда выпадала честь и принимать императорских особ. Екатерина II, например, с удовольствием приезжала на спектакли к графам Шереметевым. И у Апраксиных частенько собиралась петербургская знать.
«Был у них театр с ложами в несколько ярусов, - вспоминала позже дворянка Елизавета Петровна Янькова, - где давали представления со своими актерами. Но если приезжала итальянская опера, то итальянцы всегда приглашались Апраксиными дать несколько представлений».
Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский был поклонником цыганского пения, и содержал собственную капеллу. В 1774 году ему удалось привезти из Валахии (что на юге современной Румынии) нескольких исполнителей. Они-то и выступали в «Отраде». Осев в России окончательно, получали от графа содержание, заводили семьи, но оставались на положении собственности Орлова.
Стеша родилась в России, примерно в 1785 году (точнее сказать сложно), и с ранних лет буквально завораживала всех своим изумительным пением. Ей был дан сильный, чистый голос, и какое-то особенное, интуитивное свойство им безупречно управлять. Она могла петь романсы, или арии из опер, и каждый звук, издаваемый ею, попадал точно в цель. Ещё не зная нот, она великолепно воспроизводила любую мелодию на слух. Стеша стала жемчужиной труппы Орлова, самым большим её достоянием.
В 1806 году у графа гостил известный любитель музыки меценат Андрей Новиков. Он давно хотел лично услышать пение Стеши, и оно произвело на него столь сильное впечатление, что решение возникло моментально:
- Продай её, - просил гость, - этой крепостной здесь не место!
Стареющий граф ответил согласием. Новиков увёз Стешу в тот же день, и, как утверждает романтическая легенда, вскоре женился на ней.
Но есть и другая – что Стеша обрела свободу вместе со всеми артистами графа Орлова после его смерти, в 1807 году. Готовый коллектив, отлично сработавшийся, с собственным репертуаром, стал частью знаменитого хора Соколова. Постоянно они находились в Москве, а выступать ездили и в Петербург, и по усадьбам, и в различные театры. В начале девятнадцатого века цыганское пение было на пике популярности, и Стеша Солдатова, как её представляли публике, была нарасхват.
Прекрасную актрису приглашали петь и в дом генерал-губернатора Фёдора Ростопчина, и к Нащокиным, и к Елагиным… Когда началась война 1812 года и большинство горожан покинули Москву, Стеша и её музыканты не успели уехать до прихода французов. Тогда же передавали из уст в уста новую легенду – что Наполеон приказал певице выступить перед ним, но та гордо отказалась. Тем не менее, император позволил Стеше покинуть Москву, и она провела несколько месяцев в Ярославле, выступая без передышки. Пение Солдатовой воодушевляло, давало надежду на лучшее, когда многие пали духом.
Спустя несколько лет после войны в России побывала итальянская певица Анджелика Каталани. Она была примой, одной из лучших певиц Европы, с невероятным гонораром за сезон – 180 тысяч франков. И эта подлинная звезда сцены признала совершенство Стеши Солдатовой: восхищенная, она аплодировала стоя, а после подарила певице перстень с бриллиантом и роскошную шёлковую шаль. Есть об этом эпизоде – совсем вскользь, но всё же! – в стихах Пушкина, обращенных к княгине Волконской:
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.
У Стеши и Андрея Новикова была дочь, Ольга. Талант её был намного скромнее, чем у матери, но и она выступала в составе хора. На одном из представлений Ольга познакомилась с Павлом Воиновичем Нащокиным, близким другом Пушкина. Дружба быстро переросла в любовь, у Ольги и Павла появился ребёнок, затем ещё один… Но Нащокин не женился на цыганской певице. Его дела были расстроены слишком широким образом жизни, и в 1834 году он повёл под венец совсем другую девушку (хотя граф Фёдор Толстой в похожей ситуации всё-таки женился на танцовщице Авдотье Тугаевой). Впрочем, биографы Пушкина и многие современники поспешили переложить вину на Ольгу - дескать, была слишком требовательна и расточительна для Нащокина.
Стеши Солдатовой, певицы из театра графа Орлова, не стало много раньше, в 1822 году. Увы, история сохранила не так много фактов о ней, и легенды с ними слишком тесно переплетены. Та же история с Наполеоном, по мнению некоторых исследователей, не более, чем миф.
Но Стеша была настоящей звездой Москвы в начале XIX века. Правда, после себя почти не оставила средств – даже в последний путь её провожали, собрав понемногу денег в коллективе и у знакомых. Оказалось, что Стеша ничего не откладывала «на потом», а всё, чем одаривали её щедрые покровители, шло на содержание многочисленной родни и благие дела.
#наука #история россии #история #короли #культура #женщины #биографии #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!