В 1968 году уже довольно опытные в музыкальном отношении музыканты группы Creedence Clearwater Revival записали свой одноименный дебютный альбом, к которому очень трудно относиться однозначно. Но вот на нем есть одна песня, которая, по сути, сделала группе первую популярность, хоть и является уже широко известным на то время кавером – это шедевральная «Suzie Q».
Creedence Clearwater Revival – это группа, которую можно причислить к крестным отцам рок-музыки. Правда, таких крестных отцов наберется слишком много по обе стороны океана, но все же «Криденсы» входили в наиболее заметную часть этой рок-музыкальной элиты.
Правда, почти вся эта «рок-элита» мне никогда особо не нравилась, потому что я начинал свое знакомство с музыкой с гораздо более тяжелых образцов – Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Uriah Heep и прочих подобных. Если уж я слушал с относительным удовольствием что-то 60-х годов, то только пару-тройку последних альбомов «Битлов». Ни «Роллинги», ни «Энималсы», ни даже ранние «Пинк Флойды» мне не нравились. Это всё было «шестидесятничество», которое после «Deep Purple In Rock» или «Led Zeppelin IV» никак мной не воспринималось.
Но с «Криденсами» было чуть иначе. Несмотря на кажущуюся «затрапезность» их песен и нарочито крикливый вокал, меня всегда цепляли соляки Джона Фогерти. Было во многих из них что-то такое настоящее, несмотря на общую простоту антуража группы, что ставило этого музыканта даже выше «гитарного Бога» Эрика Клэптона, который трудился тогда в одной из первых тяжелых рок-групп Cream. Соло Клэптона мне не нравились (разве что на битловском «Белом альбоме») – они были пресными и безвкусными, невзирая на серьезную направленность музыки группы.
А вот соло Джона Фогерти я обожал. Правда, не поголовно, потому что далеко не во всех композициях Creedence Clearwater Revival он старался проявить свое мастерство. Поэтому я ограничивался только советскими миньонами, а потом купил себе по дешевке греческий двойной сборник «Chronicle ~ The 20 Greatest Hits», и ничего другого из репертуара этой группы не стремился слушать до самых 90-х, когда винил у нас резко подешевел, и я принялся его скупать пачками.
Вот тогда-то я и собрал полную коллекцию «Криденсов», и, что называется, подошел к творчеству этой группы «по-научному». То есть я слушал все ее диски по многу раз, пока не выучил все песни наизусть, причем и концертные варианты тоже. Ясно, что мнение мое изменилось, и хотя Creedence Clearwater Revival моей любимой группой все равно не стали, но я наконец-то стал ценить творчество Джона Фогерти и Ко как это того заслуживает. То есть с огромным уважением, и это позволяет мне группу критиковать в тех местах, где без критики не обойтись.
«Криденсы» записали массу первоклассных хитов, за которые им стоит поставить памятник, да не один, а на всех континентах по нескольку, а также на всех планетах Солнечной системы. Но самым главным хитом я считаю «Suzie Q», при создании которой проявились настоящие таланты Джона Фогерти и как музыканта, и как продюсера. Эта песня вошла на самый первый альбом группы, который мне, в общем-то, нравится меньше всех, и я считаю, что именно эта песня вытянула CCR на вершину рок-музыкального Олимпа.
Не хочу говорить про остальные, более поздние хиты, которые в творческом и финансовом плане были гораздо более успешными, но «Suzie Q» - это, пожалуй, самое хард-роковое творение Фогерти, несмотря на то, что песня эта не его, а была написана и исполнена еще за 10 лет до него совершенно другим музыкантом. Но первоначальный вариант в сравнении с тем, что с песней сделал Фогерти – совсем не фонтан.
Весь остальной материал на дебютном альбоме Creedence Clearwater Revival весьма неоднозначен, поэтому следует рассмотреть его по раздельности.
Сторона 1:
1). I Put a Spell on You (4:25). Стандартный блюз под фоно, расцвеченный заковыристыми соляками Джона Фогерти. Песня была написана еще в середине 50-х негритянским блюзовиком С. Д. Хокинсом, и с тех пор исполнялась самыми разными звездами – и прошлыми, и будущими. Как на мой взгляд, «Криденсы» ничего нового в нее не внесли, но с этим можно было бы смириться, если бы Фогерти не вздумал ее выставить «открывашкой» альбома.
2). The Working Man (3:02). Песню сочинил Джон Фогерти, он ее и обработал по своему вкусу. Номер демонстрирует массу соляков, но все они подозрительно походят на выделывания Эрика Клэптона того же периода. Если бы не американизированный блюзовый колер композиции, можно было бы подумать, что Фогерти – страшный поклонник первых британских хард-рокеров Cream.
3). Suzie Q (8:34). Несомненный шедевр, пожалуй, это самый лучший вариант из всех, что когда-то появлялись в виде каверов на песню Дэйла Хокинса, написанную еще в 1957-м. Но ни Хокинс, ни «Роллинги», которые записали ее для своего второго альбома в 1964-м, не собирались делать из этой песни рок-хит. Фогерти же подошел к делу революционно и выдал миру настоящий хард-рок шедевр, хотя и плавающий на грани модной тогда в США психоделии.
Сторона 2:
4). Ninety-Nine and a Half (Won’t Do) (3:35). Еще один кавер-блюз. Сама по себе песня хороша, но Фогерти сделал из нее очередной «проходняк», «закричав» всю мелодию и даже поленившись как-то расцветить ее своими соляками, которые хоть и присутствуют, но как-то по «партизански».
5). Get Down Woman (3:02). И снова «проходняк», и хотя считается, что автор – Д. Фогерти, но это распространенный «народный» блюз, который охотно играли не только американцы, но и британские группы, снабжая песню своими собственными текстами. И опять тут прослеживается приверженность Фогерти соло-гитарному искусству Эрика Клэптона.
6). Porterville (2:13). Один из первых синглов Фогерти, правда, записанный еще в 1967-м году, когда CCR назывались по-другому. Песня принципиально хороша, однако к шедеврам ее отнести невозможно.
7). Gloomy (3:48). Типичный прото-прогрессив, довольно тяжелый, но несколько архаичный. Многие гитарные приемы явно заимствованы из музыкального багажа Джорджа Харрисона. Однако соло-гитара Фогерти звучит очень ободряюще, что выводит его из разряда обычных песенников в разряд довольно профессиональных рок-гитаристов.
8). Walk on the Water (4:16). Тоже хорошая песня, сочиненная обоими братьями Фогерти. Представляет собой гимн каким-то высшим идеалам, а на самом деле речь в ней идет о странном человеке, который ночью переходит реку по воде, да еще и зовет обычных людей, чтобы те составили ему компанию. В общем, диссонанс между формой и содержанием, тем не менее, Фогерти и поет прекрасно, и на соло наяривает, как ранний Джимми Пейдж. Ну, почти как Пейдж.
В целом, альбом получился, хотя, конечно же, до других творений Creedence Clearwater Revival не дотягивает. Исключение составляет только композиция «Suzie Q» - она выделяется очень сильно, и создается впечатление, что ее в этот альбом переставили с какого-то другого диска группы, более позднего. Это шедевр, сделавший весь альбом, а остальные песни для меня идут к этому номеру как бы прицепом.
Я бы вообще сделал «Suzie Q» «открывашкой» альбома, а потом записал бы для нее такой же продолжительности репризу и закрыл бы ей это дебютное произведение «Криденсов», чтобы придать ему законченности.
Но что сделано – то сделано, и поэтому надо принимать этот альбом таким, какой он есть, то есть купить диск, желательно фирменный, поставить его на полку вместе с другими альбомами группы и любоваться и днем и ночью.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ПОДДЕРЖКУ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Creedence Clearwater Revival «Pendulum», 1970 г. ~ первый хард-рок-привет от этой кантри-поп-группы
Дебютный альбом «Suzi Quatro», 1973 г. ~ классика глэм-рока и очень большая коллекционная редкость
«Красный Альбом» от Grand Funk Railroad уже в 1969-м году начал приносить группе миллионы
«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х