Найти в Дзене

Равновесие морского судна

Оглавление
Заходим в пролив Босфор (Турция). Фото автора.
Заходим в пролив Босфор (Турция). Фото автора.

Судно является остойчивым, если при выведении его из положения равновесия возникают силы, возвращающие его в это положение.

Плавающее судно находится под действием двух сил:

  • а) собственного веса P, действующего вертикально вниз и приложенного к центру тяжести G судна, и
  • б) равнодействующей всех сил давления воды D=γV, действующей вертикально вверх и приложенной к центру тяжести подводного объёма судна C.

Для равновесия любого тела необходимо и достаточно, чтобы сумма всех сил, приложенных к нему, равнялась нулю и все эти силы проходили через одну точку.

  • В частности, для равновесия судна необходимо, чтобы эти два центра:
  • центр тяжести G и центр величины C находились на одной вертикальной прямой, (смотреть чертёж):
Схема равновесия судна. Чертёж и фото автора.
Схема равновесия судна. Чертёж и фото автора.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ судна – это точка, в которой приложена равнодействующая всех сил веса отдельных частей, как-то:

  • элементов корпуса и надстроек,
  • внутреннего оборудования,
  • судовых устройств,
  • систем,
  • механизмов,
  • грузов и пр.

Положение центра тяжести судна по высоте и по длине, определяется особым расчётом весовой нагрузки судна.

  • По длине судна центр тяжести обычно располагается в районе миделевого сечения.
  • По высоте у грузовых судов ордината центра тяжести, считая от киля, составляет 0,52 – 0,70 H (H – высота борта).

Для приблизительного подсчёта можно считать, что центр тяжести находится на высоте грузовой ватерлинии.

Центр тяжести судна при всех возможных наклонениях последнего – поперечных и продольных – никогда не изменяет своего положения, если только грузы на судне не перемещаются.

Грузимся ночью на рейде. Фото автора.
Грузимся ночью на рейде. Фото автора.
  • ЦЕНТРОМ ВЕЛИЧИНЫ судна называется центр тяжести вытесненного судном объёма воды.
  • Центр величины является точкой приложения равнодействующей всех сил давления воды на подводную часть судна.
  • Таким образом, в центре величины приложена сила поддержания.

У всех существующих судов, за исключением подводных, центр тяжести по условиям конструкции судна и расположения грузов всегда находится выше центра величины.

Стоим, ждём своей очереди, в обводном канале Фараонов (Суэцкий канал, Египет). Фото автора.
Стоим, ждём своей очереди, в обводном канале Фараонов (Суэцкий канал, Египет). Фото автора.

В то время как центр тяжести не изменяет своего положения относительно корпуса при наклонении судна, центр величины меняет своё место в зависимости от формы подводной части, т.е. той части корпуса, которая при данном положении судна находится в воде.

  • Центр величины всегда перемещается в сторону наклонения судна. Наклонения судна бывают поперечные (крен) и продольные (дифферент).

Рекомендуем к прочтению:

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

-6