Судно является остойчивым, если при выведении его из положения равновесия возникают силы, возвращающие его в это положение.
Плавающее судно находится под действием двух сил:
- а) собственного веса P, действующего вертикально вниз и приложенного к центру тяжести G судна, и
- б) равнодействующей всех сил давления воды D=γV, действующей вертикально вверх и приложенной к центру тяжести подводного объёма судна C.
Для равновесия любого тела необходимо и достаточно, чтобы сумма всех сил, приложенных к нему, равнялась нулю и все эти силы проходили через одну точку.
- В частности, для равновесия судна необходимо, чтобы эти два центра:
- центр тяжести G и центр величины C находились на одной вертикальной прямой, (смотреть чертёж):
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ судна – это точка, в которой приложена равнодействующая всех сил веса отдельных частей, как-то:
- элементов корпуса и надстроек,
- внутреннего оборудования,
- судовых устройств,
- систем,
- механизмов,
- грузов и пр.
Положение центра тяжести судна по высоте и по длине, определяется особым расчётом весовой нагрузки судна.
- По длине судна центр тяжести обычно располагается в районе миделевого сечения.
- По высоте у грузовых судов ордината центра тяжести, считая от киля, составляет 0,52 – 0,70 H (H – высота борта).
Для приблизительного подсчёта можно считать, что центр тяжести находится на высоте грузовой ватерлинии.
Центр тяжести судна при всех возможных наклонениях последнего – поперечных и продольных – никогда не изменяет своего положения, если только грузы на судне не перемещаются.
- ЦЕНТРОМ ВЕЛИЧИНЫ судна называется центр тяжести вытесненного судном объёма воды.
- Центр величины является точкой приложения равнодействующей всех сил давления воды на подводную часть судна.
- Таким образом, в центре величины приложена сила поддержания.
У всех существующих судов, за исключением подводных, центр тяжести по условиям конструкции судна и расположения грузов всегда находится выше центра величины.
В то время как центр тяжести не изменяет своего положения относительно корпуса при наклонении судна, центр величины меняет своё место в зависимости от формы подводной части, т.е. той части корпуса, которая при данном положении судна находится в воде.
- Центр величины всегда перемещается в сторону наклонения судна. Наклонения судна бывают поперечные (крен) и продольные (дифферент).
Рекомендуем к прочтению:
Статья и фото: “Журнал Морского Волка”
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.