Впервые фильм по роману "10 негритят" был снят в США в 1945 году. Правда, режиссером был француз, Рене Клер, работающий в то время за границей. Если учесть, что книга была опубликована в журнале 6 годами раньше, и что с 1939 по 1945 шла вторая мировая, можно признать, что американцы отреагировали достаточно оперативно.
Но американцы не были бы американцами, если бы они не изменили сюжет. И ладно бы они поставили картину по одноименной пьесе Агаты Кристи (в ней королева детектива оставила в живых Веру Клейторн и Филиппа Ломбарда, сделав их невиновными). Нет, они пошли своим путем, поменяв у части персонажей имена и преступления, ими совершенные. Хотя, завязка та же. На одиноком острове оказывается 10 человек: 2 слуг, секретарша и приглашенные гости. После обеда они слышат голос, который обвиняет их в смертных грехах и грозит карой.
Ну а потом люди начинают умирать один за другим, в соответствии со стишком о 10 маленьких индейцев, чьи фигурки стоят на столе в гостиной. Да, американцы были политкорректными уже тогда и негритят заменили "приличным" словом. Надо сказать, что в русском переводе вместе "индеец" все же говорят "негритенок", поэтому у нашего зрителя возникает когнитивный диссонанс, ибо видим мы все-таки совсем не их. Ну да ладно, в целом это мелочи. Проблема в другом. Рене Клер всю жизнь специализировался на комедиях (за редким исключением). Вспомним его ленты "Последний миллиардер", "Призрак едет на запад", "Ночные красавицы". "Большие маневры", "Галантные празднества". Комедии могли быть сатирическими или романтическими, но обычно Клер работал в рамках жанра. А тут он взялся за детектив. Но если С. Говорухин, которому принадлежит самая точная экранизация "10 негритят", снял полноценный триллер, то у Клера... правильно. Все равно получилась комедия. Как в том анекдоте про рабочего, у которого как ни собирай, все равно автомат выходит.
В фильме много комедийных сцен и гэгов, хотя сюжетом это совсем не оправдано. В результате получилось не пойми что. Не черная комедия, как у Тарантино, к примеру, а вообще непонятная чебурашка. Ах, как смешно, что из зарослей торчат ноги убитого дворецкого! Вы не оценили, нет? Вот и я не очень. Поэтому все комические сцены (пьяные выходки того же дворецкого или же эпизод, когда судья и врач подозревают друг друга) выглядят чужеродными.
Тут еще прибавляют жару двое персонажей со светлыми лицами, которые оказываются невиновными, Вера Клейторн и тот, кто выдает себя за Ломбарда. При этом никакого сочувствия, ни малейшего, к убитым людям у них нет. В конце фильма эта пара радостно убегает на берег моря в рассвет, оставляя за спиной дом, полный трупов. Зачем тревожиться, переживать и беспокоиться, ведь их драгоценным жизням ничего не угрожает, а на остальных плевать. Мсье Клер, что ж вы единственных положительных героев такими бесчувственными дебилами сделали, а? Смотреть ведь противно.
В общем, фильм получился не два, не полтора. Другие вещи Клера, та же история про призрака-шотландца, куда лучше.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/ плюс скриншоты.
P.S. Один из персонажей, князь Никита Старлов, русский. И играет его актер, который действительно родился в России, Миша Ауэр. Он был, что называется, мастер эпизода. За свою жизнь Миша снялся в 170 фильмах. Пусть там роли были обычно небольшие, вместе с Ауэром снимались Грета Гарбо и Фредерик Марк, Кэрол Ломбард и Джеймс Стюарт, Марлен Дитрих и Дина Дурбин.
P.P.S. Господа кинематографисты, ни один кот, который играет с клубком, не создает нитками те узоры, что на полу выложили вы. Вы уж прежде, чем снимать, проверяйте что и как. Спойлер: коты по прямой бегают и клубок так же катится. Говорю это как человек, которому котики неоднократно мебель в квартире нитками заматывали. И не надо плести кружева там, где их нет и быть не может.