Найти тему
Римма Раппопорт

Классно-урочная система устарела. Что можно поменять?

Со времён Яна Амоса Коменского, то есть всего каких-то четыре века, человечество в основном предпочитает учить детей в рамках классно-урочной системы. Другие форматы, корректирующие недостатки этой системы, требуют слишком больших ресурсов — кадровых, временных, интеллектуальных. 

Наверняка вам знакома ситуация, когда надо сделать что-то настолько большое и сложное, что легче оставить как есть. Если долго не разбирать одежду в шкафу, она, конечно, там накопится и, возможно, один-другой рукав будет, как в фильме ужасов, выглядывать из-за двери. Но пока вещи не вываливаются, когда открываешь шкаф, и на голову не падают, вроде бы и ничего, жить можно.

Так и с классно-урочной системой: ну остался учитель центром вселенной, ну выпали раз и навсегда из процесса слабые ученики, ну не научились дети регулировать свой учебный маршрут — держимся, крепчаем, некоторые даже умудряются хорошее образование получить. 

Латинская школа Коменского
Латинская школа Коменского

И всё-таки хотя бы урывками удаётся систему перехитрить: встать из-за парт, выйти за пределы кабинета, иногда даже не делая этого физически. У моей дочки есть энциклопедия о природе, называется «Шагни за порог». Кажется, это отличный девиз для учителя, большую часть жизни проводящего с учениками в классе. 

Расскажу о нескольких уроках, где получилось «выйти» из класса и зайти в учебный процесс нормально.

-3

Жуть 

В 8-м классе я особенно люблю тему «Страшное и страх». Когда все «жуткие» тексты прочитаны и разобраны, прошу прямо на уроке написать свою страшную историю. Потом садимся в кружок на полу, приглушаем свет и под тревожную музыку читаем получившиеся страшилки.

На пол садятся не все, но привычная атмосфера урока ломается, появляется ощущение, что мы вместе смогли «шагнуть за порог» (кстати, порог, граница — одно из главных понятий при изучении страшной литературы).  

В тубдиспансере

Однажды за неделю по разным организационным причинам (ох, люблю) пропало несколько уроков. И вот мне сообщают, что в очередной день, когда я наивно рассчитывала провести свою законную литературу, нужно везти детей в тубдиспансер на флюорографию.

У нас, между прочим, «Евгений Онегин», сон Татьяны, а часы всё сокращаются и сокращаются. Поэтому я собрала задания и вопросы, сложила в конверты, поделила класс на группы. В автобус до тубдиспансера зашли уже с заданием. А я ходила по автобусу, как контролёр, и проверяла, все ли понимают, что делать, старалась вернуть к работе особо отвлекающихся.  

На месте нас ждала очередь как минимум из нашего же класса. Поэтому разбор заданий и анализ сна Татьяны были проведены прямо в коридоре, в ожидании флюорографии. 

Тот самый конверт
Тот самый конверт

Комедия-кроссовер

А недавно, на последнем уроке перед каникулами, я попросила учеников в качестве заключительной работы в небольших группах написать классицистическую комедию-кроссовер, героями которой стали бы персонажи всех изученных за четверть произведений. 

В конце первая группа устроила читку по ролям, вторая представила свою пьесу на сцене (у доски), а третья не успела дописать и воздержалась от выступления. Выход за порог школьных будней точно удался: и посмеялись, и несколько раз перекроили пространство кабинета, и перевоплотились.

Одна госпожа Простакова в парике из двойного листочка с ещё не остывшими формулами чего стоила! 

Кадр из фильма «Ученик Дюкобю»
Кадр из фильма «Ученик Дюкобю»

Интересно, что концепция 45-минутных занятий в этот раз тоже себя не оправдала. У меня были сдвоенные уроки, я несколько раз предлагала детям уйти на перемену, но никто так и не вышел. Здорово, когда время работы определяется заданием и общим настроем, а не внешними, всегда одинаковыми правилами.

А какие необычные уроки из вашего школьного опыта запомнились вам больше всего?