"Пять вечеров" (СССР, 1978)
Экранизация пьесы Александра Володина "Пять вечеров" вызвала интерес задолго до своего появления на экранах. Во-первых, фильм снимался в перерыве между съемками "Обломова" и был закончен всего на 26 дней. Во-вторых, пьеса была очень популярна, и многим "ревновали" Михалкова к уже известным спектаклям.
Однако режиссер вместе с оператором Павлом Лебешевым и художником Александром Адабашьяном сумели найти оригинальную трактовку сценического действия. Блеклые желто-коричневые тона, которые лишь в финале обретают натуральность красок, смотрелись как пожухшие фотографии в старом альбоме.
Минимум движения камеры. Пространство, ограниченное интерьерами коммунальной квартиры. Тщательно подобранная музыка эпохи 1950-х... Уже один только этот ретростиль мог бы привлечь внимание зрителей.
Но актерский ансамбль был не менее хорош. Именно ансамбль, а не отдельные блестящие "партии". Тамара (Людмила Гурченко) и Ильин (Станислав Любшин) встречаются после многих лет разлуки. Похвалы по поводу актерской работы Гурченко в этой картине давно уже стали ходячими клише журналистов. Ее, бесспорно, можно поэпизодно изучать в любом актерском училище...
Но у актрисы великолепные партнеры, гармонично сочетающие реалистическую и эксцентрическую манеру игры.
... Наивный студент начала 1940-х, Ильин по чьему-то доносу на целых 18 лет отправился к холодным северным ветрам. За это время Тамара успела прожить "целую жизнь": работа, забота о племяннике... И одиночество. Долгие, очень долгие вечера в маленькой комнате на окраине Москвы... И в эти годы Тамара продолжала любить Ильина, хотя и старалась доказать себя и другим, что она хозяйка своей жизни, и все у нее все идет хорошо...
Наконец Тамара и Ильин встретились. Но они стали иными, многое уже отгорело, слишком много лет утекло в реку времени... Будут ли они счастливы?
Этот вопрос остается в фильме открытым...
Александр Федоров, 1979
"Мадо, до востребования" (Франция-СССР, 1990)
Режиссерский дебют Александра Адабашьяна состоялся во Франции. Однако в истории толстой и некрасивой деревенской девчушки-почтальона, влюбившейся в заезжего кинорежиссера-неудачника, столько чисто российской тоски и грусти!
Фильм поставлен с уверенным профессионализмом. Переосмысленные цитаты из лент русских и французских мастеров органично растворены в бытовых подробностях жизни французской провинции.
Героя Олега Янковского лишь условно можно принять за западного интеллигента: его явно славянские корни, рефлексия, монологи отнюдь не скрываются авторами фильма. Олег Янковский, предлагая зрителям экспортную вариацию на тему персонажа из "Полета во сне и наяву", играет превосходно.
Однако юная Мариан Гров, исполняющая роль почтальонши Мадо, несомненно, солирует в этой поэтичной картине. Актриса находит для своей героини множество психологических красок, оттенков, нюансов поведения, мимики, жестов. Наивная восторженность сочетается в ней с практической сметкой. Душевная незащищенность, открытость - с эксцентричностью...
Переменчивость эмоциональных состояний, красок ощутима и в импрессионистической работе известного оператора Левана Пааташвили...
Короче, "Мадо" - бесспорная удача талантливого ансамбля людей, понимающих толк в хорошем кино...
Александр Федоров, 1993