Найти тему

ЧЕСТНОСТЬ

Несмотря на кажущуюся однозначность понятия «честность», в моем представлении, она может быть очень разной. 

Бывает «честность» детская, пионерская что ли. Когда будто есть кто-то большой (пионервожатый, родитель, судья, Бог) следящий за человеком и запрещающий поступать «нечестно», «плохо», «эгоистично», «разрушительно». Тогда, с одной стороны, человек ощущает себя очень маленьким, зажатым виной и не выбирающим, как себя вести, а с другой - претендует на святость и возвышается в этой вынужденной «хорошести» над остальными.

А есть честность с собой. Такая честность оценивается не неким выученным сводом правил извне, а требует внутренней ясности.

Это совсем не значит, что человек не обманывает, не поступает эгоистично или не ошибается. Это скорее значит, что когда он обманывает или видит, что ошибся - появляются эти самые противные внутренние кошки - и приходится признаваться в этом себе, не делать вид, что поведение связано исключительно с другим, а осознавать, что это он выбрал сейчас пойти на обман, это он на сегодня боится последствий ясного разговора и пока утаивает, это он ставит в приоритет личную выгоду, это он борщенул и обидел другого, какой бы повод другой для этого не дал, это он ошибся и принес ущерб, а иногда даже и не ошибся, но принес ущерб.

И если в «пионерской честности» есть переживание собственной уникальности и света при том, что она регулируется виной и стыдом перед судьей извне. То в концепции внутренней честности встречаться приходится с точностью до наоборот со своей неидеальностью: где-то трусостью, где-то приземленностью, где-то алчностью, где-то невозможностью подойти всем, в общем - крайней степенью обычности и несвятости, но одновременно отдельности и свободы.

Получается, что честный с собой человек всегда точно знает о своей в чем-то нечестности, где-то ограниченности, наверняка предвзятости и возможности в любой момент ошибиться. И, вероятно от того, даже в мечтах не претендует на хождение по воде и не заламывает драматически руки там, где его заметили с «некрасивой» стороны.

Психолог Татьяна Фишер