Найти в Дзене
АЧС-1

Я бы в лётчики пошёл.

⠀⠀Спроси современного подростка, “кем ты хочешь стать?” и получишь в ответ: бизнесменом, блогером, кибер спортсменом и т.д.

⠀⠀Я был простым советским подростком и мечты у меня были незатейливые: хотел стать сначала водителем самосвала, затем, инженером, лётчиком, ну и, конечно, космонавтом. Самосвалом, как и космическим кораблём, мне управлять не довелось. Зато по первому диплому я лётчик – инженер. Или, как шутили по этому поводу в училище, Лётчик – минус – инженер. Но сегодня мой рассказ про те чувства, когда мечты сбываются.

⠀⠀Далёкий уже 1993 год, конец лета. После двух лет портянок, строевой, общевоинских уставов, вперемешку с высшей математикой, тактикой, ЗОМПом и т.п. нашу роту, наконец, вывезли на полёты. Правда, вместо полноценной программы для второго курса оставили 15 часов вывозного налёта. До первого самостоятельного вылета. Тогда, помнится, всё секвестировали. Но следующие за нами курсы приступали к лётной практике только на третий года обучения. Так что нам повезло.

⠀⠀Мой первый вывозной полёт пришёлся на хмурый, холодный августовский день. Подъёма в три утра, завтрак, короткое путешествие на деревянной лавке тентованного Урала в компании тридцати таких же не очень выспавшихся, счастливчиков.

⠀⠀Предполётные указания. Сижу немного ошалев, слушаю доклады разведчика погоды, дежурного штурмана, начальника связи, руководителя полётов...

⠀⠀Дежурный синоптик привычной скороговоркой произносит: погода обусловлена ложбиной циклона, облачность сплошная, многослойная, десять баллов, нижний край на 600, по району местами очаги осадков. Видимость 6 – 8, в осадках ухудшение до 4 -5 и т.д. и т.п.

⠀⠀Всё что я запомнил из ценных указаний инструктора: сиди на пересадке и жди свой борт. Вот он, номер 16 останавливается напротив. Тороплюсь, подхожу к распахнутой двери. Заскакиваю внутрь. Борттехник убирает короткую стремянку, неторопливо закрывает за мной дверь. Прохожу по салону к кабине. Неуклюже протискиваюсь в узкий проход. Мешает куртка дээска. Сажусь в левое кресло. Справа сидит инструктор, Василий Ипполитович. Большой, хмурый, тройная складка морщин на высоком лбу, ниже лысины. Я хоть и готовился к полёту, проходил тернажи, но сейчас с перепугу даже ноги на педали поставить не могу. Не попадают. Судорожно хватаюсь правой рукой за РУДы, получаю втык, перевожу РУВы из флюгера в малый шаг. Ну, поехали!

⠀⠀До полосы я в полуобморочном состоянии. На исполнительном самолёт сильно клюёт носом. Слишком резко нажал на тормоза. Не слыша себя, заикающимся голосом, запрашиваю взлёт. Тут же получаю по левой руке от инструктора, чтобы не зажимал кнопку СПУ, как это он со своего места смог дотянуться??? РУД взлётный. Двигатели взвывают на высокой ноте. В глазах всё плывёт. Ещё один тычок, чтобы отпустил тормоза. Оказывается, окрика я уже не слышу.

⠀⠀Бетонные плиты с ускорением набегают и исчезают под носом самолёта. Мелкая морось прилипает к стеклу, капли превращаются в полосы, затем набегающий поток полностью очищает стёкла. Боковые огни и призмы проносятся слева и справа. Неожиданно удары колёс о стыки бетонных плит прекращаются. Остаётся только завывание двигателей на взлётном и мелкая вибрация. Самолёт отрывается от земли. Небольшой хлопок. Это закрылись створки шасси.

⠀⠀Вот оно, ощущение свободы и лёгкости. Самые первые мгновения полёта. Земля медленно проваливается вниз. Сверху приближаются уже по-осеннему тяжёлые облака. Четыре или пять минут мы летим в серой полумгле. Неожиданно сверху пробивается яркий белый свет. Самолёт выныривает над верхней границей облаков. Ослепительное солнце, яркое голубое небо, под нами мягкие волны белоснежных облаков. Замечаю, что вечно хмурое лицо моего инструктора светится от удовольствия. Вот это да! Я даже не получил очередную звездюлину за не включенный секундомер!

⠀⠀Пара виражей и инструктор командует запрашивать выход из зоны. Над приводом разворот на посадочный. Самолёт ныряет обратно в серую хмарь. Там, внизу, сырость, мелкая морось, казарма. Ещё три года до лейтенантских погон, взлёты, падения, сам буду учить курсантов, да чего только не будет...

⠀⠀Не будет мне уже никогда девятнадцать. Но это ощущение счастья полёта осталось навсегда. Всё-таки первый раз – это неповторимо.