От Тирасполя до Кицкан ехать минут 20 - сначала через лес, мимо насосной станции, затем по полям, и близость непризнанной столицы перестаёт ощущаться практически сразу. Меняется и архитектура, характерные для Южной Бессарабии длинные хаты с резными фронтонами:
И вполне молдавские троицы, как тут называют поклонные кресты:
Кицканы - село очень большое (9 тысяч человек), и к монастырю автобус не едет. Выходить нужно в центре, у вот этого, судя по всему, заброшенного ресторана:
От остановки надо пройти вдоль ресторана до перекрёстка, а там направо. За забором руины паровой мельницы (1904), скорее всего когда-то принадлежавшей монастырю:
Впереди виден силуэт сельской церкви, опять же более чем типичной для Молдовы. По пути к монастырю лучший ориентир - люди, православных паломников не спутать ни с кем. Впереди - ещё одна развилка, направо почти сразу монастырь, а налево через пару километров Мемориал Славы на Кицканском плацдарме:
Но к мемориалу я уже не ходил - погода не располагала, времени было маловато, да и архитектурно это почти типовая бетонная стела на кургане. В 1944 году бои за плацадрм шли 4 месяца, Красная Армия потеряла на нём несколько тысяч человек - но плацдарм стал одной из отправных точек блестящей Ясско-Кишинёвской операции. С мемориала на отличный вид на монастырь и Тирасполь... но явно не в сером тумане. Так что пойдём к монастырю, хотя снаружи он совсем не впечатляет:
Совершенно не характерная для Молдовы колокольня-свеча (1913-14) словно принесена сюда откуда-нибудь из Рязанской области. В Молдове и ПМР она с большим отрывом самая высокая - 69 метров:
От подножья вид особенно внушителен:
"В чужой монастырь со своим уставом...". По своей атмосфере Кицканский монастырь больше напоминает российские обители, чем молдавские, а вот в архитектуре Молдавия и Россия тут переплетены неразрывно:
В Святых воротах - очень красивые фрески:
А из ворот внутрь монастыря открывается вид, запечатлённый на вводном кадре. Первое, на что здесь обращаешь внимание - не огромные соборы, а типично молдавские колодцы с замысловатыми кровлями:
Особенно хороша вторая, справа от входа. Сграфитто на стене изображают три монастыря - Нямецкую лавру в Румынии, Троице-Сергиеву лавру в России и сами Кицканы:
Центр монастыря - два совсем не по-бессарабски огромных собора - ближе Вознесенский (1867-68), дальше Успенский (1902-05), и при вполне российском масштабе, архитектура их какая-то уж очень местная. В сущности - это же натуральный романо-византийский стиль, весьма распространённый в украинской Буковине:
Успенский собор ещё и облицован котельцом. Я не мог отделаться от ощущения, что эти храмы строились в межвоенное время. Как автор первых построек везде указывается "неизвестный петербургский архитектор", а скрываться под этим может что угодно вплоть до "неизвестного бухарестского архитектора". На самом деле истина посредине - храмы строил архитектор Михаил Сероцинский из Кишинёва:
Между соборами - очаровательная миниатюрная часовенка Нямецкая иконы Божьей Матери:
Внешне больше тянет на эпоху модерна, но на самом деле она заложена в 1994 году, когда закрытая в 1961 году обитель возродилась. В окнах красивые витражи:
А вот какой из храмов украшает эта Богородица, я сейчас уже не помню - судя по цвету, скорее всего Вознесенский:
Все соборы первой волны, авторства того "неизвестного архитектора 1862 года", снабжены мемориальными досками, где указано в том числе время постройки:
На заднем дворе - ещё несколько корпусов того времени, а также Никольская церковь (1830-34), изначально сельский храм, в 1865 году переданный Ново-Нямецкому монастырю. Скорее всего, большая сельская церковь была построена примерно тогда же:
Задворки обители:
А хозяйство у монастыря и по сей день крепкое:
Я попал на воскресную службу. В монастыре было людно, а в церкви просто не протолкнуться. Как, впрочем, и в Кэприяне, где я был воскресением ранее. Что ни говори, а народ тут набожный... Многие приехали из Тирасполя, многие - из молдавских сёл.
Жаль лишь, что погода подвела. И главное - стоило мне уйти, как туман рассеялся, а через несколько часов ушли и тучи. Назад в Тирасполь я ехал в старом переполненном ЛиАЗе (заснять забыл), и уже на остановке у моста снова был впечатлён - ещё нигде я не видел, чтобы столько людей выстраивались в очередь заплатить шофёру за проезд по прибытии.