"Солярис" (СССР, 1972)
... На космической станции, находящейся на орбите далекой планеты Солярис, происходят странные и загадочные события. На станцию прибывает астронавт Крис, которому поручено разобраться во всем этом и, как говорится, принять адекватное решение...
Используя канву знаменитого фантастического романа Станислава Лема, Андрей Тарковский (1932-1986), как мне кажется, создал один из своих философских киношедевров. Его фильм стал не только размышлением о последствиях возможных контактов с внеземными цивилизациями. Великий мастер сумел создать на экране емкий и притягательный образы планеты Земля, где льют теплые дожди, и задумчиво бродят над прозрачной рекой грустные лошади...
"Человеку нужен человек". Эта фраза становится ключевой для понимания авторской концепции фильма, в котором поднимаются вечные проблемы Совести, Вины, Сострадания, Взаимопонимания и, конечно же, Любви...
В "Солярисе" собран ансамбль первоклассных актеров. Донатас Банионис ("Гойя", "Никто не хотел умирать"). Анатолий Солоницын и Николай Гринько ("Андрей Рублев", "Сталкер"). Юри Ярвет ("Король Лир"). Владислав Дворжецкий ("Бег")...
Лучшую в своей актерской биографии роль сыграла в "Солярисе" Наталья Бондарчук.
Словом, о "Солярисе" говорить и писать можно очень долго. Но лучше все-таки этот фильм посмотреть. Тем более, что при каждом новом просмотре его глубина раскрывается все новыми гранями...
Александр Федоров, 1987
"Сталкер" (СССР, 1979)
Интеллектуальная притча "Сталкер" поставлена по мотивам фантастической прозы братьев Стругацких.
Однако в трактовке Андрея Тарковского фантастика уступила место философским размышлениям художника о проблемах Совести, Веры, Ответственности человека за свои деяния, об экологической и моральной катастрофе...
Ведомые Сталкером - проводником в опасную и загадочную Зону - герои фильма хотят попасть в некую волшебную комнату с колодцем, где якобы исполняются все заветные желания... И этот путь становится главным в их жизни духовным и нравственным испытанием...
У "Сталкера" поистине роковая судьба. Все началось еще на съемках, когда Тарковский, сменив нескольких операторов, решил практически заново переснять всю картину. Затем уже готовый фильм, как и "Зеркало", оказался "полузапрещенным".
Потом один за другим ушли из жизни режиссер, исполнители главных мужских ролей - Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Александр Кайдановкий и операторы Георгий Рерберг и Александр Княжинский...
Они ушли. Тайна "Сталкера" осталась...
Александр Федоров, 1996