Найти тему
БУДУ ВАШИМ ЮРИСТОМ

Бесхозяйный автомобиль

Гаишники остановили автомобиль. Его водитель был без водительского удостоверения. Машину отправили на штрафстоянку. 

За ней никто не приходил и стоянка месяц за месяцем начисляла плату за хранение. Почти за полтора года набежало больше 600 тыс.

Машина была не премиальная, к тому же имела значительные повреждения. Тем не менее владельцу стоянки, а он имел статус ИП, пришла в голову идея забрать эту машину в свою собственность через суд.

Он зафиксировал актом с подписями своих сотрудников, что хозяин машины за весь этот длительный период времени за авто не обращался, на письма, которые ему направляла стоянка, не отвечал. 

Был подан иск в суд о признании машины бесхозяйным имуществом. Владелец стоянки мотивировал тем, что хозяин машины от нее отказался, она ему не нужна, т.к. почти полтора года ее не забирают со стоянки. Машина захламляет территорию, к тому же из-за наличия в ней горюче-смазочных материалов есть угроза пожара. Не важно, что машина не снята с учета, это не имеет значения. Постановка на учет всего лишь регистрационный факт, а фактически владелец авто отказался от своей собственности. 

Суд вызывал собственника авто на судебное заседание, но хозяин машины не пришел. В итоге суд решил отказать владельцу стоянки в его иске. Тот факт, что машина попала на штрафстоянку и длительное время там находится, еще не свидетельствует, что машина брошена и не нужна. Признать имущество бесхозяйным в этом случае нельзя.

Владелец стоянки обжаловал решение суда. Говорил, что закон не требует какого-то активного отказа от собственности, так не требуется, например, оформлять отказ письменно. Хозяин машины бездействует долгий срок, а значит утратил интерес к своей собственности. 

Но апелляция и кассация оставили решение суда первой инстанции в силе. 

От себя замечу, что владелец стоянки выбрал неверный способ защиты. Подождав еще несколько лет, он мог бы признать свою собственность на авто в силу приобретательной давности. Или можно было пытаться обратить взыскание на машину путем реализации ее на публичных торгах в связи с долгом за хранение.