В 1886 году на смену кохинхинскому пиастру пришёл индокитайский пиастр. Ему была уготована более долгая и насыщенная жизнь: он существовал до середины XX века, пережив народные волнения и Вторую Мировую войну. Закон определил, что по своему серебряному содержанию пиастр должен соответствовать мексиканскому песо (ввоз которых в Индокитай в дальнейшем был запрещён). Основной монетой был пиастр, выполненный в той же манере, что и центы для Кохинхины – на лицевой стороне изображалась Марианна в лучевой короне. На обороте указывалось название монеты - торговый пиастр (pastre de commerce) - и её серебряное содержание. В начале 30-х годов монеты изменили облик, приобрели азиатский колорит: на них появились орнаменты в восточном стиле, шрифт также стал похож на восточную вязь. Фигуру Марианны сменил её портрет, выполненный в более современной манере.
Были выпущены и разменные монеты: в 50, 20, 10, 5 центов, 1 цент, половину цента, а также 2 сапека (1/500 пиастра), но в дальнейшем от сапеков отказались и они остались только в протекторате Тонкин (нынешний северный Вьетнам). Крупные монеты (от 10 до 50 центов) по виду были как пиастры, мелкие же монеты (в 5 центов и меньше) отличались наличием круглого отверстия в центре (их так и носили – связками). На них изображалась фигура Марианны, а на обороте – колосья риса (на пяти центах), и обозначение номинала иероглифами (на монете в цент). Монеты в половину цента также выполнялись с круглым отверстием, на лицевой стороне изображался фригийский колпак (особого вида шапка, которую носили отпущенные на свободу рабы; в дальнейшем ставшая символом свободы). Сапеки остались прежними – монеты с квадратным отверстием и обозначением номинала иероглифами и на французском языке.
Банкноты, как и прежде, выпускались частным Банком Индокитая; он имел отделения в крупнейших городах – Сайгоне (нынешний Хошимин) и Хайфоне. Бумажные деньги, выпускаемые обоими филиалами, были с похожими рисунками, но отличались по цвету. Рисунки на банкнотах представляли собой узорные орнаменты, виньетки, изображения аллегорических фигур – мореплавателей, Марианну, жителей Индокитая в традиционных одеждах.
Как и на прежних пиастрах для Кохинхины на этих купюрах надписи выполнялись сперва на трёх языках – английском, французском и вьетнамском. На английском языке пиастр назвали долларом и поэтому индокитайский пиастр был долгое время известен как французский доллар. Именно пиастры имеют в виду герои рассказов Джека Лондона о приключениях на тихоокеанских островах, когда говорят о французских долларах.
Однако уже в конце XIX века тексты на английском языке и, соответственно, слово «доллар» с купюр Индокитая были убраны.
Изначально купюры печатали достоинством в 1, 5, 20 и 100 пиастров. Но после того, как Банк Индокитая в 20-х годах стал печатать деньги централизованно, купюрный ряд расширился – появились разменные билеты в 10, 20 и 50 сантимов.
Изменился и облик банкнот: на них появились аллегорические изображения богинь плодородия, изобилия. На оборотных сторонах добавили восточные мотивы: павлин (на билете в 5 пиастров), статуя Будды (20 пиастров). Особняком в этом ряду стоит билет в 100 пиастров: на фоне вьетнамской традиционной росписи изображены ворота в традиционном стиле и бронзовый сосуд необычной формы. На обороте – бюст первого губернатора Жозефа Франсуа Дюплекс.
Надписи выполнялись на французском языке, а на обороте номинал повторялся теперь на китайском, вьетнамском, кхмерском и языке и лао.
В тридцатые годы дизайн банкнот был изменён, теперь они стали очень похожи на те, которые обращались в те годы во Франции. На них поместили не только аллегорические изображения, но и вполне реальные: вот работник с корзинами в поле, жрица на фоне древнего храма, фрагменты росписей и архитектурных сооружений.
Эта серия в 1936 году была дополнена первой в истории Индокитая купюрой в 500 пиастров; с обеих сторон рисунок изображает Францию в виде женщины, показывающей ребёнку глобус - в те годы владения Франции раскинулись на всех континентах.
В таком виде пиастр просуществовал до конца тридцатых годов. Поражение Франции от войск Гитлера и японская оккупация Индокитая существенно подорвала позиции французских колониалистов. После победы над Японией усилилось народно-освободительное движение, которое привело, в конечном счёте, к падению колониальной системы в Индокитае и созданию независимых государств.
#Деньги мира #индокитай #история #нумизматика #бонистика #юго восточная азия #французские колонии
см. также: