Найти тему

НЕЕМИЯ 10: ОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА (ч.2)

(Неемия 10)

За чтением закона в главе 8 последовало решение народа подтвердить своё обещание Богу хранить Его завет. Чтобы продемонстрировать всю серьёзность своих намерений, представители иудейского общества подписали соглашение, поклявшись жить в соответствии с законом. Глава 10 продолжает рассказ об обновлении завета, который начался в Неем. 8. Сначала она называет имена тех, кто подписал, или поставил свою печать, под обновлённым соглашением (9:38). Затем более конкретно говорит об обязательствах, которые они на себя взяли.

В этой части книги Неемии вожди Иудеи публично подтвердили свою решимость следовать закону, написав и подписав соглашение. События этого раздела книги (8:1–10:39) начались и закончились законом. Первый день месяца тишри начался с чтения и объяснения Божьего слова народу (8:2). Затем с пятнадцатого по двадцать второе число того же месяца иудеи отмечали праздник кущей или шалашей (палаток) (8:14; см. Лев. 23:39–43). Спустя два дня после окончания праздника состоялось собрание покаяния, во время которого иудеи исповедовали прошлые и нынешние грехи своего народа (9:1). Итогом собрания стало решение народа твёрдо следовать Божьему закону, которое нашло своё отражение в документе соглашения (9:38). Текст подразумевает, что Ездра и Неемия играли активную роль в этих событиях. Некоторые комментаторы, считают, что глава 10 находится не на своём месте. То есть, по их предположению, тот, кто редактировал книгу, взял её из другого контекста. Однако, содержание этой главы очень уместно там, где она находится, а тот факт, что в ней не упоминается имя Ездры, необязательно говорит о том, что эта глава является вставкой.

ИМЕНА, НАПИСАННЫЕ НА ЗАВЕТЕ (10:1–27)

В 9:38 говорится о трёх группах людей, подписавших этот документ: «князья», «левиты» и «священники». Глава 10 называет имена людей из каждой из этих групп, хотя и в обратном порядке.

Правитель и священники (10:1–8)

«Приложившие печати были: Неемия, тиршафа, сын Гахалии, и Седекия, Сераия, Азария, Иеремия, Пашхур, Амария, Малхия, Хаттуш, Шевания, Маллух, Харим, Меремоф, Овадия, Даниил, Гиннефон, Варух, Мешуллам, Авия, Миямин, Маазия, Вилгай, Шемаия: это священники».

Понятно, что самые важные или самые авторитетные члены общества первыми поставили свои подписи под написанным соглашением.

Стихи 1–8. Письменный документ, под которым приложили печати, стал центром обновлённого завета. Печать документа, как правило, гарантировала его подлинность. Запечатанный документ уже нельзя было подделать. Люди, чьи имена содержатся в этих стихах, либо лично подписали документ, либо приложили к нему свои личные печати, тем самым выражая своё согласие с его содержанием.

Первым, среди подписавших (или приложивших печать), назван Неемия, тиршафа. Древнееврейское слово тиршафа означает персидский титул наместника провинции или областеначальника (см. 7:65, 70; 8:9). За ним следует Седекия. Эти два имени соединены союзом «и», который в то же время отделяет их от остальных имён. Возможно, Седекия исполнял роль секретаря при Неемии или был правительственным чиновником.

Далее следуют имена священников. Скорее всего, это родовые имена, а не личные, поскольку многие их них упоминались в списке тех, кто вышел из Вавилона с Зоровавелем (гл. 12). То есть, документ подписали представитель семейства Сераии, а также дома Азарии. Использование клановых имён, возможно, объясняет, почему среди подписавших не назван Ездра. Поскольку он был священником из дома Сераии, он мог подписать от имени всего рода. Как сказано, двадцать один священник поставил свою подпись под соглашением.

Левиты (10:9–13)

«Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил, и братья их – Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан, Миха, Рехов, Хашавия, Закхур, Шеревия, Шевания, Годия, Ваний, Венинуй».

Стихи 9–13. Такое впечатление, что группы людей в этой главе названы по мере убывания их важности: сначала областеначальник (и, возможно, его секретарь); затем священники, а после них, поскольку они были рангом ниже священников, но выше мирян, – левиты. Относительно левитов, представляется, что это их личные, а не родовые имена. Некоторые из этих людей уже встречались нам в книге Неемии, когда речь шла о левитах, но ни один список не повторял в точности другой. Кроме Иисуса, Биннуя и Кадмиила, четырнадцать их братьев поставили свои подписи под письменным обязательством повиноваться Богу.

Главы народа (10:14–27)

«Главы народа: Парош, Пахаф-Моав, Елам, Заффу, Вания, Вунний, Азгар, Бевай, Адония, Бигвай, Адин, Атер, Езекия, Азур, Годия, Хашум, Бецай, Хариф, Анафоф, Невай, Магпиаш, Мешуллам, Хезир, Мешезавел, Садок, Иаддуй, Фелатия, Ханан, Анаия, Осия, Ханания, Хашшув, Лохеш, Пилха, Шовек, Рехум, Хашавна, Маасея, Ахия, Ханан, Анан, Маллух, Харим, Ваана».

Стихи 14–27. Главы народа были, очевидно, главами поколений. Древнееврейское слово, переведённое как «главы» или «вожди» (Международное Библейское Общество) (рош), буквально означает «головы» и употреблялось по отношению к «вождям» (Современный Перевод). В 9:38 они названы «князьями». Из названных сорока четырёх имён двадцать упоминались ранее в списках Езд. 2 и Неем. 7. Сходства между списками, скорее всего, указывают на то, что это были родовые, а не личные имена. С другой стороны, расхождения в списках «могут быть вызваны различными факторами, такими как движение, разделение или даже исчезновение родов». В этот список могли попасть те, кто никогда не был в вавилонском плену: оставались ли они в Иудее или скрывались в других местах, а потом вернулись. Кроме того, ветви старых родов могли стать новыми семействами (так Атер, возможно, развился от Езекии; 7:21; Езд. 2:16). Некоторые семейства взяли себе в качестве родового имени названия местности, где они проживали (такие как Анафоф или Невай).

Подписавшие соглашение представляли всю иудейскую общину: областеначальник Неемия и Седекия, священники, левиты, и главы народа. Всё общество откликнулось на чтение Торы. В их реакции была и печаль, и ликование, и глубокое раскаяние. Пришло время этим людям взять на себя новые обязательства в отношении закона.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗАВЕТА (10:28–39)

За списком подписавших соглашение следуют его условия. Общая клятва соблюдать закон открывает обязательство подчиняться всем его требованиям. Вероятно, слова из 10:28–39 точь в точь воспроизводят содержание документа, который подтвердили и подписали иудеи.

Соблюдение закона (10:28–31)

«И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божьему, жёны их, сыновья их и дочери их – все, которые могли понимать, пристали к братьям своим, к почётнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвой и проклятием – поступать по закону Божьему, который дан рукой Моисея, раба Божьего, и соблюдать, и исполнять все заповеди Господа, Бога нашего, и уставы Его, и предписания Его, и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; и когда иноземные народы будут привозить товары и всё продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день и в седьмой год оставлять долги всякого рода».

Стих 28. В этом отрывке говорится, что «и прочий народ» – кроме тех, кто были упомянуты раньше – выразили согласие соблюдать постановления завета. Эта многочисленная группа включала в себя других священников и левитов, а также привратников, певцов и нефинеев. К ним присоединились жёны, сыновья и дочери упомянутых мужчин. Эти дети были уже достаточно взрослыми, чтобы понимать закон и его требования.

Текст говорит обо всех, кто отделился от народов иноземных к закону Божьему. Комментаторы обычно трактуют это предложение, как продолжение или дополнение предыдущего: «И прочий народ», который согласился соблюдать завет, был тем, кто «отделился» от языческих народов. Лестер Граббе так говорит об этом: «Остальной народ и храмовые служители (священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи) оборвали все связи с народами той земли ради Божьей Торы, включая их жён, сыновей и дочерей». Согласно другой возможной трактовке, «отделившиеся от народов иноземных к закону Божьему» могли быть прозелитами, которые жили среди иудеев. Обращённые язычники могли отделиться от своих соплеменников, особенно от их идолов, и присоединиться к закону Божьему, поклявшись соблюдать его заповеди. Такая интерпретация тоже уместна, тем самым круг людей подтвердивших свой завет с Богом, расширился.

Стих 29. Все эти люди присоединились к своим братьям в этой клятве. Эти «братья» также названы знатнейшими. Возможно, речь идёт о людях, чьи имена содержатся в 10:1–27. Весь народ Иудеи вступил в обязательство поступать по закону Божьему, связав себя проклятием и клятвой. Они поклялись соблюдать закон и призвали Бога проклясть их, если они нарушат свою клятву. Слова этой клятвы очень впечатляют. Они поклялись «поступать по закону Божьему, который дан рукой Моисея… соблюдать, и исполнять все заповеди Господа, Бога нашего, и уставы Его, и предписания Его». Очевидно, главное ударение в этом отрывке сделано на том факте, что весь народ пообещал соблюдать все заповеди Бога. Мы можем сравнить нынешнюю реакцию народа с тем, как отреагировали израильтяне много веков тому назад, когда Бог заключил с ними завет. Тогда они сказали: «Всё, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8; см. 24:3). Своей нынешней клятвой Божий народ подтвердил свою решимость следовать первоначальному соглашению.

По мнению Д. Клайнса, «благодаря этой клятве израильтян, настоящее соглашение приобретает иной характер или значение по сравнению с Синайским соглашением, которое в значительной степени было инициировано Богом». Однако подобная точка зрения – неверна. То, что происходило теперь, не требовало от Бога повторения всего, что Он сделал для Израиля (хотя, в молитве из предыдущей главы говорилось о благодеяниях Бога). Скорее, обновление завета (не заключение нового завета) требовало от иудеев повторить их клятву верности, которую их праотцы дали за несколько веков до того.

Стихи 30, 31. После подтверждения своей верности завету, иудеи уточнили некоторые из законов, которые они поклялись соблюдать. Сначала они поклялись не допускать смешанных браков с иноземными народами. Закон запрещал подобные браки по религиозным, а не расовым причинам (Исх. 34:12–16). Дерек Киднер отмечает, что «брак являлся лестницей для поднятия социального статуса в те дни. Малахия (2:10–16), Ездра (9:1–и далее) и Неемия (13:23–29) столкнулись с этой проблемой, пытаясь решить её разными способами».

Затем иудеи пообещали не покупать у язычников в субботу или любой другой священный день (предположительно в дни религиозных праздников). Закон Моисея прямо не запрещал покупать и продавать в субботу, но требование воздерживаться в этот день от работы подразумевало то, что иудеи не могли законно продавать свою продукцию (Иер. 17:21, 22; Амос 8:5). Это также подразумевало, что они не могли покупать в священный день. То есть в этом случае, то, что закон подразумевал, было ясно выражено. В то же время из этих стихов следует, что среди иудеев жило и торговало много неизраильтян.

К обязательствам следовать закону относилось и обещание соблюдать седьмой год («каждый седьмой год мы не будем обрабатывать землю», Международное Библейское Общество) (Исх. 23:10, 11; Лев. 25:2–7). Евреи также поклялись оставлять долги всякого рода своим братьям иудеям по истечении семи лет (см. Исх. 21:2–6; Втор. 15:1–3).

Почему именно об этих законах было сказано отдельно? Можно предположить, что иудеи переживали нечто вроде «кризиса национальной идентичности». Живя в окружении «чужеземных народов», им грозила опасность потерять свою уникальность как особого Божьего народа. Воздерживаясь от браков с иноплеменниками и соблюдая законы субботы, они оставались в своих глазах отделённым от остальных, святым богоизбранным народом.

Содержание храма (10:32–39)

«И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищение Израиля, и на всё, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров – священники, левиты и народ, – когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб, они горели на жертвеннике Господа, Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов от всякого дерева, вина, и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего, в комнаты, отделённые для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дом Бога нашего».

Особого внимания требовали и другие законы, в частности предусмотренные заветом обязательства содержать храмовых служителей и храмовые служения. В этом отрывке доминируют два понятия: Божий закон и «дом Бога». Люди поклялись исполнять всё «по написанному в законе» (10:34, 36). В последних восьми стихах этой главы несколько раз упоминается храм. В этом отрывке также говорится о «жертвеннике Господа, Бога нашего» (10:34). Иудеи пообещали сделать Бога, Его закон, Его храм, Его жертвенник приоритетами как своей личной, так и общинной жизни.

Стихи 32, 33. Продолжая рассказ об их обязательствах, автор пишет, что иудеи постановили себе в закон (10:32). В Международном Библейском Обществе эта мысль переведена дословно: «Мы берём на себя обязательства». Однако не следует считать, что перечисленные ниже обязанности по содержанию храма, были инициативой иудеев в дни Неемии. За исключением обязательства поставлять дрова для храма, все остальные находятся в законе Моисея. Эти слова следует понимать не как инициативу израильтян, а как подтверждение их готовности исполнять Божьи заповеди. Основная мысль этого отрывка звучит в последнем стихе: «И мы не оставим дома Бога нашего» (10:39). Обещания иудеев исходили из их твёрдого намерения заботиться о храме. Только тогда Дом Божий не будет в пренебрежении.

Следовало давать ежегодный налог на содержание храма. Предположительно, основанием для этого ежегодного налога был одноразовый налог, собранный Моисеем, о котором идёт речь в Исх. 30:11–16 (см. Исх. 38:25, 26). То, что тогда требовалось сделать лишь один раз, теперь становилось ежегодным налогом. Вероятно, этот был налог, которым облагался каждый израильтянин. Практика сбора этого налога просуществовала до разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. н.э. Сам Христос платил этот налог, подтверждая его правомерность (см. Мф. 17:24–27).

Изначально, в Исх. 30, этот налог составлял полсикля, а не треть сикля, которую они пообещали в 10:32. Существует несколько объяснений этого различия. Возможно, самым вероятным является то, что в разные времена вес сикля менялся, и к тому времени треть сикля по своему весу приравнивалась к половине сикля во времена Моисея.

Этот налог должен был покрывать храмовые расходы: стоимость хлебов предложения и всесожжения (которое совершалось ежедневно); к ним относились расходы на соблюдение субботы и новомесячий (ежемесячный праздник), и на праздники (ежегодные), стоимость священных вещей и жертвы за грех, а также прочие расходы на храмовые работы. Без этих средств, храмовые служения были бы оставлены.

Стих 34. Люди должны были поставлять дрова для жертвоприношений в храме. Закон требовал, чтобы «огонь непрестанно на жертвеннике горел и не угасал» (Лев. 6:12, 13), но не оговаривал, кто должен поставлять дрова для поддержания постоянного огня на жертвеннике. Таким образом, эта часть соглашения должна была гарантировать, что у священников всегда будут дрова для жертвоприношений. Обеспечение дровами было необходимым условием для соблюдения предусмотренных законом храмовых служений, чтобы всё, что касалось жертвенника, было исполнено по написанному в законе.

Затем люди бросили жребии, чтобы определить, кто должен был привозить дрова в назначенные времена. Очевидно, с помощью жребия определяли, какая группа иудеев была ответственна за поставку дров в храм, например, в конкретный месяц, или для конкретного праздника. Согласно древним авторитетным источникам (Иосий Флавий, Мишна), опиравшимся на это законодательство, «у евреев был праздник приношения дров, когда каждый приносил дрова к жертвеннику. Мишна указывает, что это происходило девять раз в году».

Стихи 35–37. Весь народ должен был приносить начатки плодов в дом Божий. Закон требовал, чтобы начатки плодов («первые плоды», Международное Библейское Общество) нового урожая израильтяне приносили Господу. В этом отрывке мы читаем, как иудеи согласились приносить начатки всего: урожая, плодов, первенцев из сыновей и скота для священников. По закону первенцы из сыновей Израиля принадлежали Богу, но люди могли выкупить их, заплатив определённую сумму священникам. Также можно было заплатить выкуп за перворождённых от нечистых животных, тогда как перворождённых от чистых животных следовало приносить в жертву Господу (Чис. 18:15–17).

Иудеи также поклялись приносить начатки молотого хлеба, своих приношений, плодов со всякого дерева, вина и масла священникам. Согласно Клайнсу, это обязательство касалось другой «категории пожертвований для нужд священников (Чис. 18:12; Втор. 18:4; срав. Иез. 44:30)», которая включала «лучшее из продуктов и отличалась от категории первых плодов или начатков тем, что в неё входило не сырьё, а продукты производства». «Молотый хлеб» (дословно «грубая еда») мог означать муку первого помола, или «особый вид хлеба или пирога». Под общим термином «приношения» могли подразумеваться любые другие дары, которые не были названы в списке.

Стихи 37, 38. Люди должны были платить десятину на содержание левитов. Наряду с обещанием приносить начатки плодов нового урожая, иудеи обязались давать десятину (десятую часть, десять процентов) от него левитам. По закону десятина полагалась левитам вместо земли. Остальные израильтяне получили землю, чтобы пропитать себя; десятую часть произведений своей земли они должны были давать левитам (Чис. 18:20–24). Когда люди будут приносить левитскую десятину, при этом должен будет присутствовать священник, возможно, для того, чтобы получить часть, полагающуюся для его содержания (Чис. 18:25–28).

Как следует понимать слова о том, что левитам полагалась десятина «во всех городах, где у нас есть земледелие»? Возможно, Неемия установил новую практику. В прошлом десятины приносили в храм, теперь же левиты должны были идти «во все города, где… есть земледелие», чтобы собрать их. Это могла быть «налоговая практика персов, которую перенял у них областеначальник».

Стих 38. Левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятину с десятин священнику. Поскольку вся жизнь священников была сосредоточена вокруг храма, закон требовал от левитов давать священникам десятину от своих десятин.

Стих 39. Продукты и вещи, которые приносили левитам и священникам, должны были храниться в комнатах при храме. Список обязательств, которые клятвенно взяли на себя иудеи, заканчивается на практической ноте, указывая, что приносимое в дар храму и священникам (хлеб, вино и масло) следует хранить в комнатах («комнатах, отделённых для кладовой»; 10:38). В этой части храма также следовало хранить сосуды, которыми пользовались храмовые служители.

И снова кто-то может спросить: «Почему?» Почему, когда иудеи обновили свой завет с Господом, столько внимания было уделено храму и служениям в нём? Вероятно, и в этом случае, ответ следует искать в национальной идентичности иудеев. После возвращения из вавилонского плена, они могли продолжать считать себя особым Божьим народом на основании следующих двух признаков: они жили в «святой земле», которую Бог обещал их предкам, и их религия была сконцентрирована вокруг храма в Иерусалиме. Если бы храм был оставлен и его служения находились в пренебрежении, тогда Божий народ вряд ли бы чем-то отличался от других народов, окружавших его.

Возможно, некоторые заповеди получили больше внимания, потому что иудеи понимали, что пренебрегали ими раньше. За этим обновлением завета стояло их искренне желание вернуться к соблюдению закона.