Шестого сентября 2021 года ушел из жизни великий французский актер Жан-Поль Бельмондо, проживший долгую (ему было 88) и насыщенную творческую жизнь.
Бельмондо был, без преувеличения, один из самых любимых советским зрителем зарубежных актеров, и мне хотелось бы сказать несколько слов о том, почему мы все его так любили. При этом такие понятия, как талант, актерское мастерство, харизму, мужскую привлекательность, отличную спортивную форму и т.д. сразу вынесем за скобки - они очевидны, и тут как раз обсуждать нечего.
Здесь и далее скриншоты сделаны мной с имеющихся у меня копий фильмов.
Одна из причин банальна донельзя - мы его часто видели, и у нас было время проникнуться к нему теплыми чувствами. То есть видели-то мы не одного только Бельмондо, но и других звезд французского кино - Луи де Фюнеса, Жана Маре, Катрин Денев, Пьера Ришара, Жерара Депардье, Жерара Филиппа... В общем, список имен очень длинный.
Даже во время холодной войны, на которую и пришелся творческий расцвет Бельмондо, отношения между Советским Союзом и Францией были очень даже неплохими. Неудивительно, что именно Франция стала лидером по числу фильмов, закупаемых советским кинопрокатом, - по этому показателю она опережала не только другие капиталистические страны, но и страны социалистического лагеря.
И десятки миллионов отечественных любителей кино смотрели в набитых залах кинотеатров и домов культуры "Великолепного", "Игру в четыре руки", "Кто есть кто", "Частного детектива", "Вне закона" и т.д.
А на экране безраздельно царил Бельмондо, и чаще всего - в роли героического и неподкупного полицейского. Который чихал на все правила, разговаривал знакомым голосом Демьяненко или Караченцова, лучезарно улыбался во все тридцать два зуба, лихо мчался на катере, прыгал с вертолета, стрелял без промаха и эффектно бил морды - избитые Бельмондо киношные злодеи могли бы выстроиться в очередь от Москвы до семнадцатого округа Парижа :)
И всё это - ради наказания зла и восстановления справедливости.
И вот это последнее обстоятельство - оно глубже и важнее, чем может показаться на первый взгляд.
Кто-то мудрый однажды сказал: "Следствие и суд не восстанавливают справедливость, они исполняют законы". И был стократ прав. Проблема в том, что потребность людей в справедливости от осознания этого факта не исчезает. А какая инстанция у нас занимается восстановлением справедливости? А никакая. "Слезайте, граждане, приехали, конец" ©
А ещё в жизни сплошь и рядом бывает, что закоренелый преступник ловко уходит от заслуженного наказания - или в законе есть лазейки, или следственно-судебная система была не на высоте, или имела место коррупция, или ещё по какой-нибудь из тысячи и одной причин.
И вот Жан-Поль Бельмондо дарил зрителям сказку. Лил бальзам на их душевные раны и заставлял их на какое-то время поверить - пусть даже вопреки здравому смыслу - что такие сюжеты возможны не только в кино, но и в жизни. Что однажды появится такой вот комиссар Жордан, который в одиночку справится со всеми преступниками, в финале застрелит босса наркомафии из пистолета его подручного, а затем пойдет просаживать монетки в игровых автоматах.
И в этом амплуа Бельмондо был органичен и убедителен, как никто другой. Ему - верили.
А где-то за кадром незримо витает цитата из совершенно другого фильма, которая тем не менее очень подходит к случаю:
Ты же знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.
Спасибо за сказку, мсье Жан-Поль. Светлая память...
#кино #кинематограф #зарубежное кино #французское кино #франция #детектив #бельмондо #жан-поль бельмондо #фильм #хорошее кино
"Спасибо, что дослушали куплеты" ©