Найти тему
Summarylib.ru

Смысл жизни. В чем он, и нужно ли его искать?

Оглавление

«Бессмысленность жизни». Когда кто-то произносит подобные слова или чувствует это – можно быть уверенным, что этот человек находится в депрессии или в шаге от нее, что он разочарован и пребывает в унынии. Почему нам всем так нужен этот смысл? Ведь когда нам хорошо, мы можем вовсе и не вспоминать о смысле жизни: мы просто радуемся ей и каждое ее мгновение имеет для нас смысл. И этот смысл - счастье! Вполне достаточная причина жить, когда жизнь радует.

Зато в кризисные моменты, в моменты неуспеха, неудач, отчаяния – мы заговариваем о смысле. А еще – о том, что жизнь скоротечна. Что она кончится и… на этом кончится все, всякий смысл.

Удивительный факт: все знают миф о Сизифе. О том, как он был наказан самым тяжелым наказанием: боги приговорили его заниматься бессмысленным трудом. Сизиф должен был закатывать на гору тяжеленный валун, а потом скидывать его обратно, к подножию горы, спускаться и начать все сначала.

Бессмысленность такого труда порождала в Сизифе уныние и отчаяние. Всякий, кому приходилось заниматься подобным бессмысленным делом, чувствует то же самое. Причем даже в том случае, если за это платят деньги! Психологи много раз проводили эксперименты, доказывающие, что бессмысленный ненужный труд – самое ненавистное занятие для человека.

Миф о Сизифе знают все, но почти никто не задумывается, что он означает. А он связан с вопросом о бессмертии. Ведь древнегреческий Сизиф был наказан за то, что обманул бога смерти Танатоса, а также повелителей царства мертвых - Аида и Персефону. Сизиф пытался избежать смерти! Именно за это и был наказан бессмысленностью труда.

Получается, в образах этого мифа зашифрованы чрезвычайно важные символы и понятия.

Человек смертен. Избежать смерти невозможно. Но именно потому, что человеческая жизнь когда-то кончается, у жизни есть смысл и этот смысл – в деяниях человека.

Поэтическое мышление древних греков пришло к таким выводам интуитивно, передав их в виде художественных образов. Но современный человек идет к тем же идеям другим путем, через науку и опыт.

Один из тех ученых, кто активно и целенаправленно занимался вопросом о смысле жизни, был Виктор Франкл.

«У кого есть „Зачем“, тот выдержит почти любое „Как"»

Среди трех великих венских психиатров (двое других – Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер) Франкл – самый необычный. Вопросом о смысле жизни он заинтересовался впервые, когда начал работать в психиатрической клинике, где выхаживали самоубийц. Проявляя участие к своим пациентам, он расспрашивал их не о том, какие обстоятельства заставили их учинить суицид (что направило бы мысли этих людей на печальный лад) – он интересовался тем, что удерживало их от самоубийства прежде.

Разговаривая с пациентами, он устанавливал те обстоятельства их жизни, которые придавали смысл их существованию.

Проговаривая эти причины вслух, его пациенты «очищали» душу от угнетающего их негатива, поворачивая свои размышления в нужное русло.

Такие дружеские беседы производили глубокое целебное воздействие на людей. Виктор Франкл назвал свой подход «эмоциональной психогигиеной». Его метод увенчался серьезным успехом: благодаря ему в 30-х годах в Вене удалось существенно снизить число самоубийств.

Когда к власти пришли нацисты, Виктор Франкл, как и вся его семья, был отправлен в концлагерь. Виктор провел там несколько лет и выжил. В том числе благодаря и своему методу терапии.

Пройдя все ужасы лагерей смерти, где жизнь каждого заключенного ежесекундно висела на волоске, в этих экстремальных стрессовых условиях Виктор Франкл продолжал практиковать. Он проводил беседы с заключенными, обучал своему методу других и даже вместе с другими врачами организовал особую бригаду психологической помощи. Его работа помогла удержать от отчаяния и суицида многих узников.

Что никогда не умирает? У Виктора Франкла был ответ на этот вопрос

Не умирает прошлое, которым человек дорожит – память о любви и дружбе, о личных рекордах и достижениях, об исполнившихся мечтах и счастье. Все это остается навсегда и этого нельзя отнять даже у заключенных.

Занимаясь психоанализом в концлагере, в самых тяжелых и несправедливых обстоятельствах, Виктор Франкл наблюдал за самим собой и своими товарищами. Он установил, что были три вещи, которые помогали удержаться от апатии даже тогда, когда единственной целью для людей становилось выживание.

Самые важные действия, придающие жизни смысл

1. Сохранять верность себе, не утрачивать моральные границы и ориентиры.

2. Помогать другим.

3. Не раскрашивать мир и людей в черно-белые тона, видеть все многоцветие и разнообразие, продолжать надеяться, всему давать шанс.

Эти выводы и установки помогли Виктору Франклу не только выжить в самых нечеловеческих условиях, но и спасти других. Как ученый и как практик, Франкл был убежден: каждый человек обязан искать смысл жизни. Это наш внутренний стержень, опора и тайная сила.

Прирожденные искатели

Нейрофизиологи, изучающие человеческий мозг, и этологи, изучающие поведение, провели множество исследований и доказали, что стремление во всем искать смысл заложено в нас природой.

Такими нас сделала эволюция. Человек создан для того, чтобы искать взаимосвязи вещей, причины и следствия, любопытствовать, рассказывать истории, делать выводы, извлекать уроки, учиться на ошибках и собственном опыте, понимать и стремиться быть понятыми. Мозг человеческий развивался этим путем. Поэтому каждый рано или поздно задумывается о самом главном – о смысле своего существования.

Первый раз это обычно случается в подростковом возрасте – потому что это время первого осмысленного кризиса, когда весь организм перестраивается и происходит переоценку ценностей. Подросток впервые смотрит на себя со стороны, осознанно подходя к выбору мировоззрения.

Люди, имеющие призвание, какой-либо дар или талант, уже в раннем детстве могут инстинктивно сделать свой выбор и определить, что их смысл жизни – развивать свое дарование. Для Моцарта или Пушкина вопрос о смысле жизни не был чем-то мучительным: их выбор был естественен и прост, как дыхание. Людям без врожденного, с детства определенного дара, вопрос о смысле жизни дается труднее. Как правило, он определяется в молодости, когда человек выбирает профессию. И если эта профессия связана с высоким понятием служения – вопрос о смысле жизни будет решен достаточно легко. Учитель, врач, адвокат, священник – все они точно знают, в чем смысл их жизни.

Хотя в моменты больших неудач и кризисов и они могут задумываться и печалиться и даже отчаиваться, но все же у людей служения всегда есть на что опереться – на ту пользу, которую они приносят другим. Осознание этого всегда вдохновляет, поддерживает и придает сил.

Все остальные находят смысл жизни в зависимости от ценностей, которые для них оказываются в приоритете. Для большинства людей самая важная ценность – любовь и семья. Это то, что в первую очередь помогает бороться с безразличием, сохранять целостность, спасает от уныния.

Формула смысла жизни получается довольно простой. То, что делает человека по-настоящему счастливым – именно это и придает смысл его жизни. Столь же верно и обратное: то, что придает жизни смысл – делает человека счастливым.

Смысл жизни – в счастье. То, как человек понимает счастье, определяет и смысл его жизни.

-2

«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».» Виктор Франкл

Саммари книги Виктора Франкла «Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции»

#самопознание и саморазвитие #психология жизни