108K подписчиков

Осенняя элегия

4,5K прочитали

Александра Васильевна шла по аллее осеннего парка, неслышно падающие листья ложились на землю, укрывая её желто-красным покрывалом. Далеко впереди маячила фигурка девочки, собирающей листья, а на лавочке сидела женщина, вероятно, бабушка. А она сегодня одна, и может позволить себе гулять сколько захочется. Зато вчерашний день она вспоминала с удовольствием, давно Александра Васильевна не видела столько цветов, с тех самых пор, когда ушла из школы, проработав там неполных 38 лет.

Александра Васильевна шла по аллее осеннего парка, неслышно падающие листья ложились на землю, укрывая её желто-красным покрывалом.

Вчера её пришли поздравить с семидесятилетием не только родные и близкие, но и бывшие ученики, а их в её жизни было много, и многие добились успеха в жизни благодаря и её со стараниям. Она и сейчас помнит свой первый год в школе, окончив филологический факультет пединститута, она, молодая и неопытная девушка, со страхом приняла трудный и строптивый 10 б. который не хотел воспринимать её, как учительницу, но она прекрасно понимала их, ведь их любимая учительница, наставница, вторая мать, как считали многие из них, умерла через 3 недели после начала учебного года, их последнего года в школе.

Вчера из этого первого выпуска пришли двое, Катя Малышева и Вера Деева. Тогда, много лет назад, она методом проб и ошибок сделала всё возможное, чтобы ребята успешно закончили школу. Она много пережила в тот год: и бойкот, и полный отказ выполнять домашние задания, и череду прогулов за которые ее ругали и родители, и директор, считая ее виновницей низкой успеваемости выпускного класса, но она смогла всё же пройти проверку боем, заслужила похвалу от директора. После того, как закончились экзамены и отшумел выпускной вечер, была череда новых пятиклашек и так из года в год, но для неё не было детей, а был ребёнок, и каждому она отмеряла нужную долю своего внимания.

Александра Васильевна вздохнула, ей почему-то вспомнились Ирочка Мельникова и Вася Крюков из второго выпуска: Ирочка тоже стала учительницей, а Вася уехал на Север и добился в жизни много, про него часто в газетах писали, а ребята позже поженились и даже пригласили ее на свадьбу.

А потом её память вошла в русло ее семейной жизни. Замуж она вышла поздно, в 29 лет, её любовь была, увы, без романтики, но зато степенная, основательная. Паша муж был надёжный, верный. Он был на 6 лет старше её, они прожили душа в душу, а в прошлом году его не стало, царство ему небесное. Детей своих они вырастили, дали им “путевку в жизнь”, как говорилось в давние спокойные советские времена, и сын Антон и дочери Вера и Галя получили высшее образование.

Сейчас, слава Богу, все устроены, а вот с внуками беда, она никак не может найти с ними общий язык, вероятно сказывается её педагогическое образование, она всё время пытается их учить. Но у них такое самомнение, что всё сказанное ею они воспринимают в штыки, не понимая того, что она им только добра хочет, пытаясь поделиться тем, что знает сама. А это немало, если учесть, что современное образование с его ЕГЭ и прочими новшествами, сейчас по ее мнению, не выдерживает никакой критики, в школе сейчас учат не ребёнка, а класс, не учитывая характер каждого ученика, “оптом”, как недавно сказала одна ее бывшая коллега.

– Скоро этот опыт выйдет нам боком, – подумала Александра Васильевна.

И вспомнила, как недавно недавно смотрела видео с опросом учащихся, вопросов было два: кто такой Гагарин и чем знаменит день 12 апреля. Одна ученица лет 12 на первый вопрос ответила, что это был сказочный змей, а на второй ответила одним словом – датой. За кадром был слышен смех, а ей хотелось плакать.

Вот и её неизменная спутница Даша вышла на прогулку со своей таксой Мушкой, милой ласковой собачкой. Её хозяйка отличалась большой эрудицией и беседы с ней доставляли Александре Васильевне большое удовольствие. Даша подошла с заведенной за спину рукой и произнесла:

– С днём рождения, дорогая Александра Васильевна, примите мои пожелания здоровья, а остальное потихоньку будете собирать, как цветы, в букет: и любовь близких, и привязанность внуков, и уважение окружающих.

Ее слова грели душу и доставляли удовольствие.

– Букет получился красивый, – весело проговорила Даша и протянула ей книгу Булгакова “Мастер и Маргарита” ,как -то Александра Васильевна пожаловалась, чо книга Булгакова пропала из ее личной библиотеки.
– Ах, Дашенька, какая вы внимательная, спасибо. Я как-то начинала в интернете перечитывать, но не то, совсем не то, абсолютно никаких эмоций, ведь книги это одно из лучших изобретений человека, вы со мной согласны?
– Конечно, Александра Васильевна, вы правы, в них все мысли, чувства, страсти и сомнения всего человечества, в них вся наша жизнь.
– А мне больно смотреть на нашу несчастную молодежь, которая совсем перестала читать, ведь она духовно вырождается, превращается в роботов, а их душа, жаждущая знаний, любви и добра чахнет, скудеет, а скудный умом и душой человек теряет способность жить нормальной жизнью, он опускается, деградирует. он слаб и беспомощен перед трудностями. Но что это я вас, Дашенька, заговорила, давайте о чём-нибудь более позитивном поговорим.

А та продолжила свою речь, пожелав Александре Васильевне творческих успехов, а потом попросила:

– Ну рассказывайте как там у вас всё было, как праздновали. А а я выучила ваш стих:

– День поздней осени янтарно-ясный

В шуршание листвы мотив печальной и прекрасный

Шаги неспешные, стесненное дыхание,

Ну а душа полна добра, любви и жажды ликования.

Даша улыбнулась, обняла Александру Васильевну и сказала:

– Ну а теперь рассказывайте, как вы вчера ликовали!
– Ах, Даша, я раньше даже не представляла, как это прекрасно, быть в центре внимания. Столько добрых слов в свой адрес я не слышала уже давно, но мне неудобно хвалить себя, поэтому давайте о чём-нибудь другом поговорим.
– Тогда позвольте узнать, как ваши успехи в рисовании, у вас получается?
– Мои внуки говорят “классно” мне тоже так кажется, но все же нужен независимый ценитель живописи, я как-нибудь захвачу свои работы, и вы их посмотрите. Но одно могу сказать: учиться в 70 лет это намного интереснее чем в 17 , жизненный опыт хотя и не прибавляет умения рисовать, но подсказывает, что перед трудностями пасовать нельзя. И я стараюсь, а когда вижу цветок, который я нарисовала сама, то получаю столько удовольствия, что готова сразу же приступить к созданию целого букета. Жизнь на пенсии всё же хороша, несмотря на финансовые трудности.
– Ой, Александра Васильевна, мне уже звонят, пора мне ужин готовить, всего вам доброго, еще раз поздравляю, а книгу можете начать читать и здесь, в тишине осеннего парка.
– Да, сегодня никто не помешает, и только к удовольствию от чтения прибавятся новые эмоции, посмотрите какая красота вокруг. Осень самая красивая пора года, но это и пора увядания, как когда-то справедливо заметил Пушкин, значит мы пенсионеры должны стареть красиво, так же как природа, а наша старость должна восхищать всех, но увы, этого в мире людей нет, а так хотелось, чтобы мне сейчас вслед сказали “Ах, какая очаровательная старушка!” – и Александра Васильевна засмеялась.

Даша с Мушкой ушли, а она села на лавочку и открыла книгу. Действительно, удовольствие от чтения и удовольствие от природы соединились, и доставляли радость, но ей вскоре пришлось уйти, сумерки осенью начинаются рано, да к тому же стал накрапывать дождик. И Александра Васильевна, не торопясь, отправилась домой.

Так прошёл первый день, ознаменовавший отсчет восьмого десятилетия ее жизни.

– Дай Бог не последний! – подумала она и улыбнулась.

Уважаемые читатели, я рада вашему вниманию, вашим комментариям и лайкам. Пусть ваша осень будет солнечной, теплой и янтарно-золотистой!

Навигация

Читайте также:

Кто, если не я

Выбор женщины

На волнах моей памяти

Старые письма