Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Незадачливый деревенский «колдун» Костик

Что же, колдуны всякие и сейчас у нас популярны, а про дореволюционное время и говорить нечего. Порой в прессу тех лет (конца XIX-го и начала XX-го века) просачивались курьезные и не очень истории о доморощенных «волшебниках».

Газета «Новый день» сообщает о инциденте случившимся в селе Даниловичи, Ельнинского уезда (ныне Смоленская область). Так вот, хоронили в селе старичка-крестьянина Михея, благодушный был старичок и веселый, но несмотря на это упорно считался односельчанами колдуном. Хоронили старика как положено, и вот когда гроб опускали в могилу, из толпы стоящих людей вместе с комьями бросаемой земли, прилетел какой-то узелок. Все это вызвало серьезную тревогу – могильщики остановили работы и вынули узелок.

В нем оказались (по традициям) волосы и какая-то дрянь. Ну, тут, конечно, женщины (родственницы усопшего Михея) сразу в вой – «Это сделано на наш двор! Мы усе помрем!». Толпа возле незахороненного покойного еще больше собралась и все стали искать виновника «торжества». Им оказался некий кирпичник по имени Костик – щуплый, рыжий и тощий мужичонка с вечно блуждающей улыбкой на лице.

Надо ли говорить, что Костик тоже считался у сельчан колдуном? Или как тогда говорили «шутит по колдовской части». Хозяином Костик был всегда дрянным, ничего на его отрезке не росло, промышлял он вместе со своим другом, деревенским чудачком Хомкой, тем что «выгонял чертей», лечил народ (можно только пожалеть его сельчан), а еще любил рассказывать, как его в детстве водил по лесу «неведомый», то есть леший, который его потом и силой оделил. Хотел еще властью и богатством оделить, то уж тут скромный Костик отказался, сами понимаете.

-2

Пристала толпа к Костику с допросом, тот поначалу юлил, но убоявшись разгневанных женщин (особенно злящихся), признался, что узелок нашел он во дворе у себя, дескать, посоветовали ему во избежание лиха «сделать относ» на могилу «знающего человека». Покумекали в толпе, да решили узелок сжечь, но на Костика это произвело ужасное впечатление – затрясся, задергался. Ну, все – он и впрямь колдун, подумали крестьяне и чуть сгоряча незадачливого колдуна не порешили прямо на месте. Во избежание, так сказать.

-3

Спасло Костика то, что кто-то «мудро» усомнился – а не опасно ли колдуна… того? Дали пинка и отпустили. Да и толпа потихоньку стала с плачущими женщинами расходится. Узелок потом сын Михея унес какому-то тоже «знающему человеку». А Костик только радовался, что дешево отделался, но можно предположить, что слава его «колдовская» лишь усилилась в деревне.