Требуется ли отражать показатели по видам микроорганизмов в план-графике проведения проверок работы очистных сооружений?
Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
При этом согласно п. 4 указанной статьи Федерального закона требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 9.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) (далее – Требования ПЭК) подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» раздела «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» указанной программы должен содержать:
- мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205;
- программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205;
- план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;
- программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. № 56;
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.
Необходимо отметить, что согласно п. 9.2.1 Требований ПЭК программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 данных требований, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.
В соответствии с п. 7 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом согласно п. 8 указанной статьи Федерального закона форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимо отметить, что разд. 3 Формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 14 июня 2018 г. № 261) содержит в т.ч. табл. 3.3 «Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов».
При этом на основании п. 12 Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 16 октября 2018 г. № 522) при заполнении респондентом таблицы 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» формы отчета рекомендуется обратить внимание в т.ч. на следующее:
- в графе 8 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества или микроорганизма в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;
- в графе 13 рекомендуется указывать проектное содержание микроорганизмов на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод. В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка (обеззараживание) по каким-либо микроорганизмам, в графе 13 рекомендуется ставить прочерк;
- в графе 14 рекомендуется указывать допустимое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;
- в графе 15 рекомендуется указывать фактическое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах после очистки, по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
При этом декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать в т.ч. декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.
Необходимо отметить, что на основании п. 4 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Согласно п. 7 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, в соответствии Формой декларации о воздействии на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509) в разделе V указывается «Масса сбросов загрязняющих веществ».
При этом согласно примечанию <1> графа 2 указанного раздела заполняется в соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р).
Необходимо отметить, что в соответствии с п.п. 158-163 разд. II указанного Перечня государственному регулированию в области охраны окружающей среды для водных объектов подлежат микроорганизмы, в частности:
- Возбудители инфекционных заболеваний
- Жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших
- Жизнеспособные яйца гельминтов
- Коли-фаги
- Общие колиформные бактерии
- Термотолерантные колиформные бактерии.
При этом в соответствии с п.п. 10, 13, 24 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509) раздел V заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные объекты.
При этом раздел V заполняется на основании расчета нормативов допустимых сбросов, который прилагается к Декларации.
Необходимо отметить, что в соответствии с подп. «п» п. 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 г. № 1118) (далее – Методика) расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 данной Методики) в т.ч. результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с приложением 1 к данной Методики.
При этом согласно п.п. 7.1, 7.2 Приложения 1 к Методике расчет норматива(ов) допустимого сброса содержит в т.ч.:
- Расчет норматива допустимого сброса загрязняющих веществ, за исключением микроорганизмов;
- Расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов.
На основании изложенного, в таблице 3.3 отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля указываются вещества и микроорганизмы в соответствии с разрешением на сброс.
При этом с 1 января 2019 г. разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты для объектов II категории не оформляется.
Вместе с тем, лица, эксплуатирующие указанные объекты представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Необходимо отметить, что раздел V декларации о воздействии на окружающую среду заполняется на основании расчетов нормативов допустимых сбросов, которые прилагаются к указанной декларации и являются ее частью.
При этом в состав расчетов нормативов допустимых сбросов включается т.ч. расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов в водный объект.
Кроме того, микроорганизмы включены в раздел II «Для водных объектов» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р) и подлежат государственному регулированию.
Таким образом, при наличии в утвержденных нормативах допустимых сбросов расчетов нормативов допустимого сброса микроорганизмов, показатели по видам микроорганизмов для снижения административных рисков целесообразно включать в план-график проведения проверок работы очистных сооружений и отражать в таблице 3.3 отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.