17 лет назад появилась новая марка грузовиков – Yarovit. Взлет этого бренда был стремительным. Его закат оказался не менее скоротечным. Мне довелось быть очевидцем тех событий.
В августе 2004 года я посетил выставку "Автомобильная техника двойного применения", которая проходила на 21-м полигоне НИИИ МО РФ в Подмосковных Бронницах. Здесь впервые на широкой публике показали самосвал доселе неизвестной марки Yarovit, на котором было написано "Сделано в России. Санкт-Петербург" (этой презентации предшествовал кулуарный показ весной в Питере для регионального руководства). Изготовителем этой машины было некое ЗАО "Яровит Моторс".
Самосвал Yarovit Gloros 4452/4443 с колесной формулой 8х8 характеризовался предельной грузоподъемностью 35,4 т и полной массой 54 т. Обладая нагрузками на оси сверх нормативов, установленных российским законодательством, он мог эксплуатироваться лишь на технологических дорогах, а на дорогах общего пользования – только при наличии спецразрешения, габаритная ширины 2550 мм позволяла использовать его беспрепятственно
Несколько дней спустя новоявленный производитель из Санкт-Петербурга показал свои новые разработки в Москве на выставке "Мотор Шоу – 2004" в Экспоцентре на Красной Пресне, где мне удалось более предметно пообщаться с представителем "Яровит Моторс". На этом мероприятии было уже два самосвала. Компанию засветившемуся в Бронницах экземпляру составил Gloros 4443 (8х8) грузоподъемностью 28,2 т и полной массой 46 т. Из отечественных компонентов у этих машин была только кабина, все остальное – импортное.
История появления нового автопроизводителя своими корнями уходит в 90-е годы. Все началось в 1996 году с автоспорта, участия в Кубке России по трак-триалу. Команда "Яровит" постепенно набирала опыт, пройдя этапы от улучшения серийных автомобилей, дойдя до создания собственных. В 2000 году конструкторская группа спортивной команды была преобразована в Инженерно-технический центр, в который вошли инженеры автомобильных производств Беларуси и России. В 2003 году для реализации проекта по созданию автомобильного производства в России было образовано ЗАО "Яровит Моторс" (Санкт-Петербург). Производство автомобилей было решено организовать на площадях Ленинградского металлического завода. Инвестиции в организацию автомобильного завода планировались в размере 40 млн долларов. В официальной информации было сказано, что учредителями акционерного общества являются компания Elgin System (США) – 51% акций – и компания Tracks & Dumpers (Великобритания) – 49% акций. Главой компании стал белорусский предприниматель Андрей Бирюков.
Модельный ряд автомобилей Yarovit предусматривал выпуск трех-, четырех- и пятиосных автомобилей с колесной формулой 6х6, 8х8 и 10х8, полной массой 35-68 т, с осевыми нагрузками выше допустимых для дорог общего пользования. Планировалось три семейства: Gloros – с кабиной над двигателем, Dogmus – капотной компоновки и Ordex – бескапотник с кабиной перед двигателем. Возможны были и другие варианты колесной формулы, отличающиеся разнообразными версиями компоновочных решений. На базе этих шасси планировалось монтировать самосвальные кузова, бетоносмесительные установки, подъемные краны и другую спецтехнику.
Основу машин составляли импортные агрегаты: двигатель – Deutz, Cummins, Caterpillar; КПП – ZF, Allison; мосты – Sisu, Axletech; лонжероны рамы – Thyssen Krupp Prisma S.A.S. Из своего, как я уже отмечал, только каркасная кабина со стеклопластиковыми панелями, получаемыми от белорусской фирмы "Белкарпластик".
Планы у нового автопроизводителя были более чем оптимистичные (больше похожие на прожекты), пафоса – хоть отбавляй. До пуска нового предприятия было изготовлено пять опытных образцов для прохождения испытаний и сертификации. До конца 2004 года он намеревался собрать более 50 машин с различной колесной формулой и надстройками. Однако официальный пуск завода состоялся только в начале 2005 года. План развития производства включал три этапа. На первом этапе предусматривалась организация мощностей для выпуска 500 автомобилей в год. На втором этапе выпуск должен составить 1200 автомобилей в год. Третий этап – наращивание мощностей для выпуска 1800 автомобилей в год.
В начале 2005 года я получил приглашение на торжественную церемонию пуска завода "Яровит Моторс". 17 февраля с помпой состоялось открытие завода при участии тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко.
Новые хозяева капитально реконструировали здание, приобретенное у Ленинградского металлического завода, создав условия для организации сборочного производства. В помещении площадью 6,5 тыс. м2 разместились посты сварки каркаса кабин, небольшое механообрабатывающее производство, окрасочно-сушильная камера, складской стеллажный комплекс, участки сборки рам, кабин, подсборки двигателей, КПП, мостов, а также финишной сборки автомобилей.
В 2005 году на очередной выставке "Мотор Шоу", помимо двух 4-осных самосвалов – рудовоза и углевоза, "Яровит Моторс" показал интересную новинку – 5-осный самосвал Yarovit Gloros A7801D. При максимальной грузоподъемности 42,7 т машина характеризовалась полной массой 64 т. Из пяти мостов первый, второй, четвертый и пятый были ведущими. Первый, второй, третий и пятый – управляемыми, третий являлся подъемным. В отличие от 4-осных машин, оснащенных рессорной подвеской, у 5-осного самосвала была пневматическая подвеска. На автомобиле стоял двигатель Deutz мощностью 408 л.с. и механическая КПП ZF.Объем кузова составлял 25,3 м3. Гидравлика – Hyva, как и на остальных моделях.
После помпезного старта "Яровит Моторс" как-то быстро исчез из медийного пространства. Лишь изредка просачивалась информация о появлении немногочисленных новых версий, например, седельных тягачей A3204Т (6х6) и А4504T (8х8), автобетоносмесителя Tigarbo на 4-осном шасси и некоторых других спецмашин.
Учитывая тот факт, что цена на неизвестный никому Yarovit (с неведомым качеством и отсутствующей сервисной сетью) была сопоставима с ценой на автомобили от именитых западных производителей, возникал резонный вопрос: не предпочтет ли потребитель купить Volvo, Scania, Tatra или тот же Terberg? Собственно, сам "Яровит Моторс" и не скрывал, что его детище – это конкурент голландского Terberg'а.
Если обратиться к статистике, то реальные объемы производства "Яровит Моторс" не имели ничего общего с первоначальными планами. По 2005 году, к сожалению, я не располагаю данными, а вот что было дальше, смотрите сами: в 2006 году выпущено 22 машины, в 2007-м – 19, в 2008-м – 17, в 2009-м – 4, в 2010-м – 0. Дальше статистика отсутствует.
В 2010 году "Яровит Моторс" ввязался в проект по созданию ё-мобиля. А в 2015 году стало известно, Суд Санкт-Петербурга приступил к делу о банкротстве "Яровит Моторс".
А вам, дорогие друзья, доводилось встречать "Яровиты"? Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.