Найти в Дзене

Русский "Терберг" или пафосный старт и скорый финал "Яровит Моторс"

17 лет назад появилась новая марка грузовиков – Yarovit. Взлет этого бренда был стремительным. Его закат оказался не менее скоротечным. Мне довелось быть очевидцем тех событий.

В августе 2004 года я посетил выставку "Автомобильная техника двойного применения", которая проходила на 21-м полигоне НИИИ МО РФ в Подмосковных Бронницах. Здесь впервые на широкой публике показали самосвал доселе неизвестной марки Yarovit, на котором было написано "Сделано в России. Санкт-Петербург" (этой презентации предшествовал кулуарный показ весной в Питере для регионального руководства). Изготовителем этой машины было некое ЗАО "Яровит Моторс".

Самосвал Yarovit Gloros 4452/4443 на 21-м полигоне НИИИ МО РФ в Бронницах
Самосвал Yarovit Gloros 4452/4443 на 21-м полигоне НИИИ МО РФ в Бронницах

Самосвал Yarovit Gloros 4452/4443 с колесной формулой 8х8 характеризовался предельной грузоподъемностью 35,4 т и полной массой 54 т. Обладая нагрузками на оси сверх нормативов, установленных российским законодательством, он мог эксплуатироваться лишь на технологических дорогах, а на дорогах общего пользования – только при наличии спецразрешения, габаритная ширины 2550 мм позволяла использовать его беспрепятственно

Несколько дней спустя новоявленный производитель из Санкт-Петербурга показал свои новые разработки в Москве на выставке "Мотор Шоу – 2004" в Экспоцентре на Красной Пресне, где мне удалось более предметно пообщаться с представителем "Яровит Моторс". На этом мероприятии было уже два самосвала. Компанию засветившемуся в Бронницах экземпляру составил Gloros 4443 (8х8) грузоподъемностью 28,2 т и полной массой 46 т. Из отечественных компонентов у этих машин была только кабина, все остальное – импортное.

"Яровит Моторс" на выставке "Мотор Шоу – 2004"
"Яровит Моторс" на выставке "Мотор Шоу – 2004"

История появления нового автопроизводителя своими корнями уходит в 90-е годы. Все началось в 1996 году с автоспорта, участия в Кубке России по трак-триалу. Команда "Яровит" постепенно набирала опыт, пройдя этапы от улучшения серийных автомобилей, дойдя до создания собственных. В 2000 году конструкторская группа спортивной команды была преобразована в Инженерно-технический центр, в который вошли инженеры автомобильных производств Беларуси и России. В 2003 году для реализации проекта по созданию автомобильного производства в России было образовано ЗАО "Яровит Моторс" (Санкт-Петербург). Производство автомобилей было решено организовать на площадях Ленинградского металлического завода. Инвестиции в организацию автомобильного завода планировались в размере 40 млн долларов. В официальной информации было сказано, что учредителями акционерного общества являются компания Elgin System (США) – 51% акций – и компания Tracks & Dumpers (Великобритания) – 49% акций. Главой компании стал белорусский предприниматель Андрей Бирюков.

Глава компании Андрей Бирюков
Глава компании Андрей Бирюков

Модельный ряд автомобилей Yarovit предусматривал выпуск трех-, четырех- и пятиосных автомобилей с колесной формулой 6х6, 8х8 и 10х8, полной массой 35-68 т, с осевыми нагрузками выше допустимых для дорог общего пользования. Планировалось три семейства: Gloros – с кабиной над двигателем, Dogmus – капотной компоновки и Ordex – бескапотник с кабиной перед двигателем. Возможны были и другие варианты колесной формулы, отличающиеся разнообразными версиями компоновочных решений. На базе этих шасси планировалось монтировать самосвальные кузова, бетоносмесительные установки, подъемные краны и другую спецтехнику.

Основу машин составляли импортные агрегаты: двигатель – Deutz, Cummins, Caterpillar; КПП – ZF, Allison; мосты – Sisu, Axletech; лонжероны рамы – Thyssen Krupp Prisma S.A.S. Из своего, как я уже отмечал, только каркасная кабина со стеклопластиковыми панелями, получаемыми от белорусской фирмы "Белкарпластик".

Планы у нового автопроизводителя были более чем оптимистичные (больше похожие на прожекты), пафоса – хоть отбавляй. До пуска нового предприятия было изготовлено пять опытных образцов для прохождения испытаний и сертификации. До конца 2004 года он намеревался собрать более 50 машин с различной колесной формулой и надстройками. Однако официальный пуск завода состоялся только в начале 2005 года. План развития производства включал три этапа. На первом этапе предусматривалась организация мощностей для выпуска 500 автомобилей в год. На втором этапе выпуск должен составить 1200 автомобилей в год. Третий этап – наращивание мощностей для выпуска 1800 автомобилей в год.

В начале 2005 года я получил приглашение на торжественную церемонию пуска завода "Яровит Моторс". 17 февраля с помпой состоялось открытие завода при участии тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко.

Валентина Матвиенко и Андрей Бирюков на церемонии открытия завода "Яровит Моторс"
Валентина Матвиенко и Андрей Бирюков на церемонии открытия завода "Яровит Моторс"

Новые хозяева капитально реконструировали здание, приобретенное у Ленинградского металлического завода, создав условия для организации сборочного производства. В помещении площадью 6,5 тыс. м2 разместились посты сварки каркаса кабин, небольшое механообрабатывающее производство, окрасочно-сушильная камера, складской стеллажный комплекс, участки сборки рам, кабин, подсборки двигателей, КПП, мостов, а также финишной сборки автомобилей.

Так выглядел завод "Яровит Моторс" на Феодосийской улице Санкт-Петербурга
Так выглядел завод "Яровит Моторс" на Феодосийской улице Санкт-Петербурга
Бывший цех Ленинградского металлического завода стал производственной площадкой "Яровит Моторс"
Бывший цех Ленинградского металлического завода стал производственной площадкой "Яровит Моторс"
Склад комплектующих
Склад комплектующих
Пост сварки каркаса кабины
Пост сварки каркаса кабины
Готовый каркас кабины
Готовый каркас кабины
Участок сборки кабин
Участок сборки кабин
Механический участок
Механический участок
Участок сборки шасси
Участок сборки шасси
Готовая продукция
Готовая продукция
Интерьер кабины
Интерьер кабины

В 2005 году на очередной выставке "Мотор Шоу", помимо двух 4-осных самосвалов – рудовоза и углевоза, "Яровит Моторс" показал интересную новинку – 5-осный самосвал Yarovit Gloros A7801D. При максимальной грузоподъемности 42,7 т машина характеризовалась полной массой 64 т. Из пяти мостов первый, второй, четвертый и пятый были ведущими. Первый, второй, третий и пятый – управляемыми, третий являлся подъемным. В отличие от 4-осных машин, оснащенных рессорной подвеской, у 5-осного самосвала была пневматическая подвеска. На автомобиле стоял двигатель Deutz мощностью 408 л.с. и механическая КПП ZF.Объем кузова составлял 25,3 м3. Гидравлика – Hyva, как и на остальных моделях.

5-осный самосвал Yarovit Gloros A7801D
5-осный самосвал Yarovit Gloros A7801D

После помпезного старта "Яровит Моторс" как-то быстро исчез из медийного пространства. Лишь изредка просачивалась информация о появлении немногочисленных новых версий, например, седельных тягачей A3204Т (6х6) и А4504T (8х8), автобетоносмесителя Tigarbo на 4-осном шасси и некоторых других спецмашин.

Автобетоносмеситель Tigarbo на шасси Yarovit Gloros
Автобетоносмеситель Tigarbo на шасси Yarovit Gloros

Учитывая тот факт, что цена на неизвестный никому Yarovit (с неведомым качеством и отсутствующей сервисной сетью) была сопоставима с ценой на автомобили от именитых западных производителей, возникал резонный вопрос: не предпочтет ли потребитель купить Volvo, Scania, Tatra или тот же Terberg? Собственно, сам "Яровит Моторс" и не скрывал, что его детище – это конкурент голландского Terberg'а.

Если обратиться к статистике, то реальные объемы производства "Яровит Моторс" не имели ничего общего с первоначальными планами. По 2005 году, к сожалению, я не располагаю данными, а вот что было дальше, смотрите сами: в 2006 году выпущено 22 машины, в 2007-м – 19, в 2008-м – 17, в 2009-м – 4, в 2010-м – 0. Дальше статистика отсутствует.

В 2010 году "Яровит Моторс" ввязался в проект по созданию ё-мобиля. А в 2015 году стало известно, Суд Санкт-Петербурга приступил к делу о банкротстве "Яровит Моторс".

А вам, дорогие друзья, доводилось встречать "Яровиты"? Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.