Найти в Дзене
КиноРаритет

Нафотошопленная дочка Рипли и торопыга-ксеноморф: почему мне не нравится режиссёрская версия «Чужих» Джэймса Кэмерона

Любимые отмазки у кинорежиссёров в связи с творческими неудачами: «студия мне не дала», «продюсеры изначальный замысел изменили» и «не позволили контролировать монтаж». Теперь, когда стало модным к популярным и не очень фильмам выпускать «режиссёрские», «полные» и «самые полные» версии, оправдания эти выглядят сомнительными, ведь оказывается, что во время «неконтролируемого режиссёром» монтажа вырезаются совсем незначительные сцены, а продюсеры меняют повествование, как правило, к лучшему. Не без исключений, конечно. К счастью, фантастический блокбастер «Чужие» (1986) Джэймса Кэмерона получился шедевральным и оправдываться за неудачу режиссёру не пришлось. Но и в данном случае, появившееся в начале 90-х «специальное издание» фильма продемонстрировало: первый вариант сократили сильно, и правильно сделали, что сократили! Почти 20 минут вырезанного и вновь возвращённого в «специальном издании» материала содержит множество новых сцен, но в основном – мелких, на сюжет никак не влияющих. Ну,

Любимые отмазки у кинорежиссёров в связи с творческими неудачами: «студия мне не дала», «продюсеры изначальный замысел изменили» и «не позволили контролировать монтаж». Теперь, когда стало модным к популярным и не очень фильмам выпускать «режиссёрские», «полные» и «самые полные» версии, оправдания эти выглядят сомнительными, ведь оказывается, что во время «неконтролируемого режиссёром» монтажа вырезаются совсем незначительные сцены, а продюсеры меняют повествование, как правило, к лучшему. Не без исключений, конечно.

Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка: недружелюбная ухмылка королевы инопланетных монстров в фильме Джэймса Кэмерона «Чужие» (1986)
Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка: недружелюбная ухмылка королевы инопланетных монстров в фильме Джэймса Кэмерона «Чужие» (1986)

К счастью, фантастический блокбастер «Чужие» (1986) Джэймса Кэмерона получился шедевральным и оправдываться за неудачу режиссёру не пришлось. Но и в данном случае, появившееся в начале 90-х «специальное издание» фильма продемонстрировало: первый вариант сократили сильно, и правильно сделали, что сократили!

Почти 20 минут вырезанного и вновь возвращённого в «специальном издании» материала содержит множество новых сцен, но в основном – мелких, на сюжет никак не влияющих. Ну, не услышали зрители в кинотеатрах диалога о том, как осаждаемый полчищами монстров земной отряд собирается строить баррикады. Ну, не увидели кадр, в котором сторожевые автоматические орудия «прощупывают» тёмный коридор в ожидании противника. Не велики потери! Эти сцены вырезали для сокращения хронометража картины и для большей динамики.

По-настоящему ощутимых моментов, вырезанных из кинотеатральных копий и возвращённых на место в «специальном издании» «Чужих» всего несколько. В одном мы узнаём, что у лейтенанта Рипли на Земле была дочь, которая умерла от старости, пока мамочка летала по космическим далям. Мы даже видим портрет этой симпатичной старушки, так похожей на Сигурни Уивер (ещё бы ей не быть похожей, ведь это действительно фото актрисы «состаренное» допотопными фотошопами).

О том, что у лейтенанта Рипли в исполнении Сигурни Уивер сильный материнский инстинкт, зрители догадывались и без мотивации «у Рипли осталась дочка на Земле»
О том, что у лейтенанта Рипли в исполнении Сигурни Уивер сильный материнский инстинкт, зрители догадывались и без мотивации «у Рипли осталась дочка на Земле»

Совершенно ненужная и даже вредящая центральному образу сцена! О том, что Рипли готова пожертвовать собой ради другого живого существа мы узнали ещё в скоттовском «Чужом» (1979). И в театральных «Чужих» она снова самоотверженно шла на риск, только уже не ради спасения кота Джонзи, но ради девочки Ньют, к которой прониклась материнским чувством. Нам – зрителям – не нужен был никакой портрет и никакая дополнительная информация ни о какой дочке. С этим же пояснением «у Рипли была дочь, и именно поэтому она видит в Ньют существо, которое надо оберегать» образ космолейтенанта становится беднее и чуть менее героическим.

Правильно поступили, вырезав напрочь, и со сценами, в которых показана колония землян до нападения Чужих, и сама история этого нападения. Вот колонисты буднично работают в коридорах станции. Вот дети путаются у них под ногами. А вот семейство Ньют полным составом отправляется на исследование дальних территорий и натыкается на исполинский космолёт Жокеев. Мама с папой уходят прогуляться по махине, а вернутся оттуда уже с «пополнением» в виде лицехвата.

В специальном издании «Чужих» Джэймса Кэмерона зрителей познакомили с семьёй девочки Ньют. Вот только зачем?
В специальном издании «Чужих» Джэймса Кэмерона зрителей познакомили с семьёй девочки Ньют. Вот только зачем?

Но «Чужие» построены таким образом, что зритель на протяжении 2 с лишним часов находится бок о бок с Рипли. Он вместе с ней неожиданно узнаёт, что ту, страшную планету колонизируют люди. Как и она до последнего не знает, как выглядит колония и что в ней произошло. Вместе с ней видит косвенные признаки пребывания там инопланетного монстра и содрогается вместе с ней: «неужели снова придётся пережить тот кошмар?!». Ну, а «специально изданные» кадры колониального быта ломают эффект неожиданности и дают зрителю больше информации, чем знает героиня Уивер. И это немного, но мешает переживать события так, как переживает их она.