Поразительно осознавать, что прямо в этот самый момент вместе с нами живет человек, родившийся в судьбоносном 1917 году. То есть тогда, когда еще был жив Николай II, а Адольф Гитлер был никому не известным 28-летним солдатом Первой мировой.
Первой мировой, Карл!
Вероятно, загнивая в вонючих сапогах под шквальным артиллерийским огнем в каком-нибудь промозглом окопе , он тогда и в самых смелых мечтах не представлял, что в далекой России уже появился на свет человек, который станет его — будущего самого кровавого диктатора наистрашнейшей империи в Истории — "первым биографом" в СССР.
Разумеется, не мог, ибо еще не было ни СССР, ни Третьего рейха, ни нацизма, ни его диктатора, ни его усиков или челки.
Зато уже была Людмила Черная...
Вряд ли многие из читающих этот текст знают Людмилу Черную, поэтому, собственно, я и решил сделать этот пост. Тем более, что она продолжает свой земной путь и поныне. Через полтора месяца ей будет 104 года!
Лично мне она знакома, в первую очередь, по ее Главной книге (непременно с большой буквы, так она сама ее называла) под хлестким названием "Преступник № 1" (написана в соавторстве с мужем). Как вы уже поняли, книга про Гитлера. С легкой руки Черной, название книги прирастет к фюреру кличкой, от которой он уже не сможет избавиться никогда. Так же вместе с мужем она напишет интересную книгу "Империя смерти", которая будет про немецкие концлагеря и Холокост.
Для живущих сегодня все это может показаться каким-то незначительным явлением, но поверьте, книга про Гитлера в СССР — это очень круто. Достаточно сказать, что первый вариант биографии Гитлера, который Черная с мужем сдали в редакцию в 1968 году, был остановлен накануне печати. Даже личный разговор Твардовского с партийными шишками ничего не дал — книгу фактически запретили.
И лишь в 1981 году ее издадут в СССР с сильными купюрами и искажениями...
Вообще, история написания первой (и единственной) биографии Гитлера в СССР похожа на авантюрный роман. Как-то раз, году эдак в 1958, на имя Людмилы Черной неожиданно пришла посылка из "капстраны", причем от самого Генриха Бёлля — очень известного немецкого писателя (будучи германистом, она его переводила в СССР), в которой оказались... книги про нацизм и Гитлера.
Как выяснилось, он прослышал об увлечениях своей лучшей русской переводчицы историей Третьего рейха, а потому решил в знак благодарности немного ей подсобить. Зная, что в СССР книг про нацизм и Гитлера днем с огнем не сыщешь, Бёлль скупил все известные западные исторические работы по этой теме и отправил Людмиле посылкой в СССР.
Как потом рассказывала Черная, получать посылку на почту она ходила на ватных ногах. Если бы в это время еще был жив Сталин, то все вполне могло бы закончиться и ГУЛАГом.
Получив бесценную западную библиотеку по нацизму, причем с редкими книгами авторов, многие из которых и по сей день не изданы в России, она и решила вместе с мужем засесть за первую в СССР биографию бесноватого людоеда. Разумеется, опираясь на работы этих западных историков.
Так эта волокита и растянулась на два десятилетия...
Сегодня биография Гитлера от Черной уже морально устарела. Все-таки с тех пор утекло много воды, выявлено множество новых документов, пересмотрены старые версии. Но все равно в этой книге есть какой-то шарм. И, конечно, она ценна именно в контексте истории СССР. Она стала ее частью.
Хотя несколько лет назад, наткнувшись в Озоне на букинистическое издание "Империи смерти", я не пожалел денег и сразу же прикупил его.
Возвращаясь к Людмиле Черной, хочется еще раз выразить здесь восхищение этой женщиной, которая и по сей день остается в здравом уме и твердой памяти, и пожелать ей как можно дольше задержаться на этой грешной земле.
Такие люди — как связывающий мостик с большой Историей...
Кстати, пользуясь случаем, похвастаюсь, что тоже имею честь сейчас общаться с одним уникальным человеком близкого возраста, а недавно даже получил от него по почте его же книгу с личным автографом. К сожалению, скоро его может не стать, и тогда я обязательно расскажу эту историю (если сам раньше не слягу).
А напоследок прицеплю интервью с Людмилой Черной, которое было сделано вскоре после ее 101-летия. После этого уже прошло 2 года — и она еще с нами!