Что мы знаем о генерале Милорадовиче кроме его трагической смерти? Практически ничего. О нем мало пишут учебники и обходят стороной блогеры. Сегодня, хотя бы отчасти, мы восстановим историческую справедливость и поговорим об этом выдающемся человеке. Итак.
Абсолютный герой
Михаил Андреевич Милорадович родился 1(12) октября 1771 года в аристократической семье. Дворянин по крови и по духу, он был одним из тех, кто своим примером вдохновлял солдат на подвиги. Милорадович был героем по своей сути. Мирное время его тяготило, а на поле боя он расцветал. Всегда спокоен, бесстрашен и храбр, он быстро стал любимцем великого А.В. Суворова. За талант, понимание психологии врага и врожденное чувство поля боя Суворов сделал Милорадовича своим дежурным генералом.
Представьте 1812 год, Бородинскую битву. Творится нечто невероятное: гул тысяч орудий, взрывы, свист картечи и снарядов над головой. Милорадович спокойно сидит на своей лошади, крутит в руках шарф, шутит и подбадривает солдат. Вокруг него замертво падают офицеры, под ним убивают лошадь, но это не пугает его, не выбивает из колеи.
Таким видели его солдаты, и понятно, почему такого командира считали своим идеалом. Французы сравнивали его с маршалом Мюратом, тоже отличавшимся отчаянной храбростью.
Баловень судьбы
Генерал Милорадович был не только талантлив, но и самонадеян, да и везло ему, надо сказать, с самого рождения. Он попал в гвардию совсем ребенком, в 16 лет был уже прапорщиком, а к 27-ми годам получил звание генерал-майора. Допустим, что в детские и отроческие годы Милорадович не мог проявить своих воинских талантов, поскольку дворянские дети в армии служили чисто номинально. Но, будучи юношей и в более «зрелом» возрасте, он обращал на себя внимание даже таких командиров, как Суворов. Он продвигался по службе уверенно и быстро, воевал со шведами, французами, всегда шел в атаку впереди полка и не единожды своим примером увлекал солдат в бой.
В лице Милорадовича русская армия приобрела молодого, дерзкого и бравого генерала, способного рисковать и всем своих юным сердцем желающего побеждать. Он воплощал неукротимый дух времени быстрых военных побед и настоящих героев.
Военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга
Милорадович был силен духом и храбр как лев. Он верно служил царю и Отечеству. От такого человека невозможно ожидать интриг и заговоров, и 19 августа он был назначен военным генерал-губернатором российской столицы.
Милорадович с жаром взялся за незнакомую ему работу. Он вознамерился истребить в Петербурге воровство среди чиновников, «как истреблял Неевы колонны в Красном». Он развернул «антипитейную» компанию, запретил играть в карты в кабаках, заботился о состоянии тюрем и положении заключенных. Широко известно, что в 1820 году он спас Пушкина от ссылки за политические стихи. И все бы было хорошо, если бы 14 декабря 1825 года после смерти императора Александра I не вспыхнуло военное восстание.
Безрассудство декабристов
Мы помним, конечно, что безвременная кончина Александра I вызвала в России период междуцарствия. По идее, трон должен был достаться Константину Павловичу, но он заранее от него отказался в пользу младшего брата Николая. Пока эти обстоятельства выяснялись, неустойчивым положением власти воспользовались декабристы, желавшие радикальных перемен в политической жизни общества. Когда в декабре Сенат присягнул Николаю I, они вывели на Сенатскую площадь солдат.
Это был бунт, и подавлять его должен был военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Милорадович не был рад воцарению Николая I. Его симпатии всецело были на стороне Константина. Более того, накануне выступления ему было приказано арестовать заговорщиков, имена которых были известны, но Милорадович этого не сделал. Почему? – остается тайной. Возможно потому, что среди них были боевые офицеры – герои войны 12-го года – которых он хотел спасти.
Смерть от предательского выстрела
Под командованием Милорадовича было неизмеримо больше сил, чем у декабристов. Он мог бы расправиться с ними, не вмешиваясь лично. Стоило только подождать подхода верных императору полков. Но не в его обычаях было прятаться за чьи-то спины. В парадной одежде Милорадович прискакал на Сенатскую площадь, въехал в ряды восставших и начал призывать солдат образумиться, а офицеров присягнуть Николаю.
Это был последний подвиг генерала Милорадовича. Два человека – Каховский своим пистолетом и Оболенский штыком – нанесли ему ранения. Выстрел Каховского оказался смертельным. Умирая, Милорадович завещал отпустить на волю его крестьян, что и было сделано. 1 500 человек получили свободу от крепостной зависимости. Парадоксально, но Милорадович сделал то, к чему стремились убившие его декабристы.
Понимая масштаб потери, в письме к брату Николай I писал: «Бедный Милорадович скончался! … Я буду оплакивать его во всю свою жизнь...». Граф Михаил Андреевич Милорадович был похоронен 21 декабря 1825 года в Александро-Невской лавре.
Итоги
Со смертью Милорадовича дворянский XVIII век завершил свое существование. Ему на смену пришла чиновничья империя Николая I. Спустя четыре года после смерти последнего дворянского генерала военный историк Николай Епанчин написал строки, очень точно охарактеризовавшие изменения, произошедшие в армии при Николае: «Умирать мы умели, но водить войска, за малыми исключениями - нет». Хоть и скорбел император Николай Павлович о «бедном Милорадовиче», но других таких же, как он, не любил.