Найти тему
Анатолий Самсонов

2120 год. Урок истории. Закон Голема.

Аудитория гудела пчелиным гудом, как всегда бывает, когда на лекцию собирается весь поток.

Преподаватель занял свое место на кафедре, вскинул на манер римских императоров руку вверх и воскликнул на латыни и русском: - Silentium! Тишина!

Аудитория затихла.

-Сегодня тема нашей лекции – «Закон Голема», - произнес профессор, - с него, с Голема, и начнем. Кто такой Голем? Согласно еврейской мифологии Голем – это созданное магией Каббалы человекообразное существо сверхъестественной силы. Голем подчиняется своему создателю, назовем его магистром. Магистр управляет Големом силой мысли. Срок существования Голема – семьдесят лет. Запомните эту цифру!

Профессор коснулся сенсорного пульта, и за его спиной возникла цветная голограмма: – пруд, окружившие его люди, жадно пьющие воду и ждущие своей очереди припасть к воде, и несколько всадников.

-Эта голограмма, - продолжил профессор, - создана с картины неизвестного русского художника начала двадцатого века. Это было время крушения Российской Империи и рождения в муках и крови новой власти, новой Империи - Советской.

Мотивом для написания картины, это очевидно, послужила библейская гравюра Гюстава Доре с названием «Гедеон выбирает воинов». Это фрагмент еврейского движения к земле обетованной. Воины потребны для ее завоевания. Гедеон выбирает их просто, ибо сказано: «Кто лакает воду как пёс – того ставь особо».

К композиции Доре художник привнес кое-что своё, он присовокупил к фигурам Доре своего персонажа – Голема. Вот он на боевом верблюде. Он среди этих людей, но, присмотритесь, чувствуется некоторая его отстранённость. А вот Гедеон на могучем коне. И где-то в толпе находится и магистр. Голема, Гедеона и магистра связывают сложные отношения. Голем не знает магистра, но пытается его вычислить, чтобы уничтожить. И тогда он – Голем - становится на семьдесят лет полновластным хозяином Мира. Магистр знает это и потому сохраняет инкогнито. Гедеону это известно, как известно и то, что магистр в любой момент может уничтожить его, Гедеона, отдав приказ Голему, и тогда посредством Голема магистр становится полновластным хозяином Мира. Зная это, и зная магистра, Гедеон приставил к нему соглядатаев, тайную стражу, которая мгновенно уничтожит магистра, если что-либо случится с ним, с Гедеоном. Магистру это известно, и потому Голем имеет приказ магистра охранять Гедеона. Эта картина отражает механизм власти, её тайные пружины, систему сдержек и противовесов. Так было, есть и будет всегда. У вас вопрос? Пожалуйста.

-Профессор, а что будет, если тайная стража узнает о взаимоотношениях этих троих.

-Хороший вопрос! Это будет означать слом механизма сдержек и противовесов, и тогда надо ожидать переворота! Во власти всегда так! Тема «Власть» - интереснейшая тема, но мы рассмотрим её на следующем занятии.

Я дал вам эту картину и ремарку к ней, чтобы вы могли поразмышлять в преддверии нашего занятия. А пока вернемся к «Закону Голема».

Голограмма за спиной профессора растаяла в воздухе.

-Автором «Закона Голема» является русский ученый позднесоветского периода по фамилии Баш. Вообще-то профессор Баш занимался исследованием темы расселения евреев, тема непростая и смыкается она естественным образом с темой мирового еврейства, ну и где-то с темой сионизма.

То было время идеологического противостояния СССР и Мирового коммунистического движения со странами Запада. Несмотря на то, что в 1975 году СССР всё же удалось продавить в ООН резолюцию Генеральной Ассамблеи, приравнивающую сионизм к разновидности расизма, ученых вроде Баша в СССР не очень жаловали, вероятно, по причинам морально-классовым. Всё дело в том, что такого единого и всем понятного ныне термина как общечеловеческая мораль в те времена не существовало. Была мораль классовая – коммунистическая, национально - кассовая – американская, наднационально - кассовая – европейская, кланово-племенная – азиатская и много других вроде каиновой или вовсе экзотической - блэклайфпопсовой – негроидной и так далее. Государственные пропагандистские машины стремились либо подогнать результаты теоретических изысканий в историко-идеологической сфере под удобные им клише, либо всучить исследователям свои лекала. Профессор Баш отверг все лекала и клише, что для того времени было действом не только смелым, но и до некоторой степени опасным, не остановился, не опустил руки и всё же подарил миру свой закон. Должен вам сказать, как ни странно, после крушения СССР и с появлением так называемой независимой демократической России, темы подобные той, что занимался профессор Баш, тоже не приветствовались и, похоже, попали под негласный запрет. А всё потому, что кому-то было очень нужно внедрить в сознание людей гипертрофированное, извращенное понимание антисемитизма, от которого один шаг до разжигания национальной розни, а это уголовная статья. Что имеется в виду? Если бы вы сказали в то время, что, к примеру, концентрация евреев на таком-то телеканале, или в такой-то научной сфере, или в банковском секторе такова, что фактически эти сферы контролируются одной этой этнической группой, то есть евреями, всё – вам не избежать ярлыка антисемита с вытекающими последствиями.

Что же касается сионизма, то опять же кому-то было очень нужно вытравить из массового сознания людей понимание этого термина и убедить всех в том, что этой идеологии, этого явления не существует вовсе. Заставить страуса закопать голову в песок. В итоге России и Украине понадобилось семьдесят лет, чтобы избавиться от последствий тайной деятельности сионистской пятой колонны, которой удалось на долгие годы стагнировать экономику обеих стран, а затем и поставить их на грань военной катастрофы. И, если бы не предопределенное «Законом Голема» крушение Империи Доллара, то неизвестно чем бы всё это кончилось

Но вернемся к профессору Башу.

Нам с вами чрезвычайно повезло, потому что с тех давних и дивных времен сохранилась запись беседы профессора Баша, вероятно, с группой его учеников или единомышленников. Давайте послушаем.

Лектор коснулся пульта, по аудитории пробежал легкий шелест и послышался голос:

– Ну, с богом! Начнем. И начнем, как я и говорил раньше, с Библии, а именно с книг Ветхого Завета. Их тридцать девять всего - то. Да. Сотни книг написаны о Библии, миллиарды слов сказаны. Но это чужие слова, а я скажу свои. Ветхий Завет написали, понятное дело, евреи. Написали предельно откровенно, без купюр и цензуры, написали о деяниях зачастую странных и страшных, вроде того, когда отец, дав клятву по какому-то поводу и не желая её нарушить, приносит в жертву всесожжения, то есть «холокостит» собственную дочь. (Книга Судей 11:29-36). Или, когда царь Давид взял приступом город Равву, «а народ, бывший в нем, он вывел, и положил под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он (Давид) поступил со всеми городами Аммонитскими». (2-я Царств 12: 31) Так что крематории, увы, други мои, похоже отнюдь не изобретение фюрера. И даже индивидуальный террор вовсе не изобретение народовольцев. «Человека, преданного заклятью, нельзя выкупить; он должен быть предан смерти» (Левит 27: 29). «…Преданного заклятью…», то есть заочно приговоренного, «..нельзя выкупить..», то есть приговор обжалованию не подлежит и не может быть ни изменен, ни смягчен, «...он должен быть предан смерти..» – здесь ясно – должен быть казнен. И что это, если не индивидуальный террор или не ритуальное убийство? Но вернемся к истокам.

Итак, впервые слово «еврей» появляется в книге Бытие 14:13 и в словосочетании «Аврам еврей». Еврей означает «пришелец», или дословно – «пришедший с той стороны». Так вот. Жил Аврам поживал, да добра наживал, с женой Сарой туда-сюда кочевал, ибо кочевниками были тогда евреи. «И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там; потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей; вот, я знаю, что ты женщина прекрасная видом. И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы душа моя жива была чрез тебя» (Бытие 12: 10-13). Сказано – сделано. И пришли они в Египет, и сказались братом и сестрой, и дошла слава о красоте Сары аж до фараона и «… взята она была в дом фараонов». Потом афера с подставой жены вскрылась, последовал скандал и изгнание. «И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его…. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Бытие 13:1-2)

- Заработали, стало быть, - усмехнулся кто-то.

- С сыном Аврама по имени Исаак и его женой красавицей Ревеккой произошло то же самое. Правда, не в Египте, а в Филистее (Палестине). На ту беду Авимелех, царь Филистимский, увидел, как Исаак совсем не по-братски забавляется с Ревеккой. «И призвал Авимелех Исаака, и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех» (Бытие 26: 8-10) В итоге, конечно, изгнание.

Не утверждаю, но могу предположить, что именно поэтому у евреев национальная принадлежность передается по матери. Материнство – факт медицинский, а отцовство в каждом конкретном случае – не факт, не факт. Значит и родственные связи по мужским линиям всегда под вопросом.

Но продолжим. Итак, Исаак родил Иакова. По жизни Иаков получил и второе имя – Израиль. Что означает «боровшийся с богом». Приснилась во сне ему эта «борьба». Потом именем Израиль стали называть весь еврейский народ. Забегая вперед, скажу, что после образования еврейского государства евреи получили и третье имя - иудеи. Но вернемся к Иакову. У него было три сына. Они пасли отцовские стада. Младшего сына звали Иосиф. «…И доводил Иосиф худые слухи до отца их» (Бытие 37:2). Попросту говоря, Иосиф постукивал отцу на братьев, да еще и предвещал им, что со временем станет их господином. В общем, Ёся так достал братьев, что они замыслили его убить. Но, слава богу, одумались, смягчились и по предложению брата Иуды взяли, да и продали братца Иосифа в рабство за двадцать сребреников идущим в Египет караванщикам. (Бытие 37:28) Так Иосиф попал в Египет. В Египте Иосиф прижился и через какое-то время стал вхож к фараону. А того, беднягу, мучили сны. То семь тощих коров пожирают семь тучных, то семь пустых колосков поедают семь налитых. От этих снов фараон впадал в беспокойство, и не могли помочь ему ни лжецы, ни жрецы, ни наложницы. Помог Иосиф. Он растолковал фараону, что его сны предвещают наступление семи урожайных лет, за которыми последуют семь страшных голодных. И тут же внес предложение о переходе к новой фараоновой экономической политике согласно авторскому плану Иосифа. Суть плана была такова: 1.В спешном порядке построить зернохранилища или, выражаясь современным языком, создать приемные мощности для хранения государственного зернового резерва. 2. Ввести продовольственный налог в размере пятой части выращенного зерна для закладки в резерв.

Фараону план понравился, и он сходу назначает Иосифа своим заместителем и руководителем государственной зерновой резервной системы. И «велел (фараон) везти его (Иосифа) на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (Бытие 41:43)

Повезло египтянам. Не догадался Иосиф ввести не продовольственный налог, а сразу продразвестку, то есть изъятие сельхозпродуктов с оставлением производителю жизненно необходимого минимума. Через три с половиной тысячи лет в России фараон товарищ Ленин со своими «иосифами», не мудрствуя лукаво, сразу ввел продразвестку, превратив миллионы людей в рабов. Это к слову.

Семь благополучных лет миновали, и наступило голодное семилетие. И потянулись гонимые голодом родичи и соплеменники Иосифа в Египет. И презрел Иосиф старые обиды и порадел своим единокровникам и поселил их в лучших землях Гесем, да еще и заручился фараоновым разрешением комплектовать свою администрацию родичами. «И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих, и весь дом отца своего хлебом по потребностям каждого семейства» (Бытие 47:12) А египтянам Иосиф стал продавать зерно из резерва. Но кончились у народа деньги, и забрал тогда Иосиф скот у народа по бартеру на зерно. Но и это зерно закончилось и пришли люди к Иосифу и сказали: «Ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших» (Бытие 47:18) «И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле; ибо голод одолевал их. И земля досталась фараону. И народ сделал он (Иосиф) рабами от одного конца Египта до другого. Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей» (Бытие 47:20-22). Обратите внимание: каста жрецов осталась ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМОЙ от Иосифа и его команды. Да. А теперь давайте повнимательней присмотримся к этой египетской государственной конструкции, возникшей на базе новой экономической политики. Наверху фараон – носитель, казалось бы, абсолютной власти. Внизу народ, поголовно превращенный в рабов. Между ними - фараоном и народом - аппарат исполнительной власти, возглавляемый и формируемый Иосифом, и каста жрецов. Кем в этих обстоятельствах становится фараон, как вы считаете?

- Профессор, вы намекаете, что в этих условиях фараон необратимо становится марионеткой в руках Иосифа?

-Да, намекаю. Становится, но обратимо. Благодаря касте жрецов: носителей исторических, религиозных и нравственных традиций, но главное, в данном случае, традиций передачи верховной власти. И если бы Иосифу и его администрации удалось экономически подмять под себя касту жрецов, если бы они кормились из рук Иосифа, то власть фараона превратилась бы просто в традиционную вывеску, а Иосиф и его преемники с помощью ручных и прикормленных жрецов просто назначали бы фараонами удобных им людей. Но сложилось не так, и потому произошло то, что произошло.

Итак, пришло время, и Иосиф умер, но созданная им государственная система продолжала жить.

«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та».

Пришло время умер и фараон. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (Исход 1:7-8) В общем, новый фараон отобрал все у евреев, а их самих превратил в рабов. И пошло, и поехало! Бывшие рабы превратили своих надсмотрщиков в рабов. «…Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию» (Исход 1:13-14)

Потом появился Моисей, он то и вывел рабов-евреев из Египта. Но Исход – это не расселение евреев, это возвращение туда, откуда они пришли в Египет. В кочевой образ жизни.

А вообще, если посмотреть в суть, книга «Бытие» рисует откровенную картину первой попытки евреев закрепиться во власти в чужой стране с использованием экономических рычагов.

- А что? Были и другие попытки?

- Были, были, но об этом позже. А пока о расселении. Так вот. О расселении евреев по долам, весям и по странам мира, я полагаю, есть смысл говорить, лишь начиная со времени образования еврейского государства, то бишь, когда все евреи – все двенадцать колен (родов) Израилевых - осознали себя одним народом со своей территорией. И настал такой момент. И возникло еврейское государство. Но просуществовало оно недолго. По моим подсчетам семьдесят лет. Эту цифру – семьдесят – прошу запомнить, это интересная цифра. Через семьдесят лет государство распалось на два еврейских государства: Иудею со столицей в городе Иерусалиме и в составе двух колен – Иудина и Вениаминова, и Израиль со столицей в городе Самария, и в составе остальных десяти колен. А дальше начинаются исторические казусы и загадки. Два еврейских государства с одним народом, одним Ковчегом Завета и одним Законом Моисея вдруг начинают воевать друг с другом, с завидным упорством истребляя соплеменников. И длилась эта еврейская бойня без малого четверть тысячелетия. Представляете? Вот тогда до меня дошел смысл выражения известного иудоведа Григория Климова: «еврейский народ - это змея, которая сама себя кусает за хвост».

Естественно, после такого кровопускания оба государства ослабли и стали жертвой иностранных поработителей. Сначала под ударами Ассирии пал Израиль, а через пару сотен лет Вавилон поставил на колени и Иудею.

Всех жителей Израиля ассирийцы угнали в рабство во внутренние районы, где все десять колен Израилевых и канули в Лету. Исчезли! Бесследно исчезли! Об участи этих десяти колен глухо сообщается в Первой книге Паралипоменон 5:26 и больше Библия о них не упоминает вовсе. Историки же склоняются к двум версиям: либо эти десять колен Израилевых вымерли в рабской неволе, либо полностью ассимилировались с утратой языка и традиций. Да. С жителями Иудеи тоже произошла нехорошая история. Вавилоняне пошли войной на Иудею, штурмом взяли Иерусалим, разграбили и превратили город в руины и разрушили Храм Господень, а оставшихся в живых жителей угнали в рабство. Но, по всей видимости, вавилонское рабство было помягче ассирийского, потому что иудеи сохранили веру, язык и историческую память. Пару столетий спустя Вавилон рухнул под ударами персов, и вот тут-то открылась очередная интересная страничка. Персидский царь Артаксеркс был весельчак, гурман, женолюб и пьюшка. Некий умник Мардохей учел это и стал готовить юную Есфирь к покорению царя. Под его наставничеством красотка Есфирь, говоря современным языком, прошла курсы психологической, косметологической, вокальной, танцевальной и сексуальной подготовки, была введена в царский дворец и в подходящий момент представлена царю. Да так удачно, что со временем этой разбитной девице удалось оттеснить от любвеобильного царя не только ораву любовниц, но и законную жену. Процессом из-за кулис руководил Мардохей. Операция по охмурению царя завершилась успешно, и предприимчивая парочка принялась вить из царя веревки. В общем, как сказал бы товарищ Сталин: «завербовали царя на базе бабской части». В итоге этой блистательной комбинации царь Артаксеркс и освободил евреев от рабского ярма, и разрешил вернуться в Иудею, и позволил вновь отстроить Иерусалим и даже разрешил возвести стены вокруг города, что в те времена было признаком независимости. Но это всё цветочки. Очень скоро Мардохей, разумеется, при содействии неотразимой Есфирь, покинул закулисные тенета и «…Иудей Мардохей был второй после царя Артаксеркса человек в государстве». (Есфирь 10:3) А затем, а затем Мардохей и Есфирь подвигли царя на издание указа, дающего иудеям право уничтожать их врагов во всех подвластных царю землях. Много оказалось врагов, много. «…И умертвили неприятелей своих семьдесят пять тысяч…» (Есфирь 9:16) Для сравнения, друзья мои, в Риме в то время проживало примерно десять тысяч жителей, и он считался крупным городом. Семь Римов ухайдокали! А если беспристрастно оценить книгу Есфирь, то что это как ни описание блестящей спецоперации по проникновению во властные структуры другого государства? И, в то же время, вся эта расписанная в Библии история и есть начало расселения евреев. Далее библейские тексты этой темы больше не затрагивают. Какое значение имело вавилонское расселение? Большое. Именно вавилонская диаспора во времена Александра Великого, то бишь еще лет через двести, стала базой и источником дальнейшего расселения евреев в пределах созданной Александром империи. От возведенной им в африканском Египте Александрии, до построенной им же Александрии Крайней в Средней Азии на территории современного Узбекистана. А где города – там и торговля, а где торговля - там и евреи. О бухарских евреях слышали? То-то. Как евреи оказались в Бухаре? Вот так и оказались. Затем Рим. О! Рим!

Император Август благоволил иудейскому царю Ироду. Да, да тому самому, который, желая уничтожить божественного младенца, приказал зарезать всех новорожденных мужского пола. А если вдуматься: и дался же ему – Ироду - уже глубокому старцу, уставшему от жизни и суеты – этот младенец? Впрочем, что с него взять, с Ирода, если он и жену свою и двоих своих родных сыновей приказал зарезать. И лишь потому, что жена и, следовательно, сыновья по материнской линии происходили из Хасмонейской династии дома Давидова и, значит, имели больше прав на иудейский престол, чем отец - безродный идумеянин Ирод, по воле слепого случая оказавшийся на троне. Почему император Август благоволил ему? Потому, что у Ирода хватило ума остаться в стороне от междоусобицы Августа и Марка Антония, когда во время гражданской войны легионы то одного, то другого волнами перекатывались по Иудее туда - сюда. А затем, когда Август одолел Антония и стал всеримским самодержцем, Ирод явился к нему в Рим и распростерся перед ним ниц, заверяя в своей верности и преданности. Август поверил и оставил Ирода и при голове, и при троне. Правда, поставил несколько условий. Основными были два. Первое. Иудея, говоря современным языком, входит в правовое поле Римской Империи. Второе - к иудейскому царю приставляется римский прокуратор (по другой версии – префект), чтобы присматривал и не допускал перепахивания и перекопки этого самого правового поля на иудейский манер. Особенно в части налогов. Обрели ли иудеи покой и мир под крыльями римского орла? Нет, не обрели. Дважды восставали евреи против власти Рима. В шестьдесят шестом году нашей эры и затем ровно через шестьдесят шесть лет. Магия цифр и пища для размышлений нумерологам. В исторической науке эти восстания называются Иудейскими войнами. Причем первой Иудейской войне, как утверждает Гай Светоний Транквилл, (стр.147, 312 «Жизнь 12-ти цез.» Изд.2007г.) предшествовало в течение длительного времени нагнетание на востоке Империи каких-то неясных, темных, но упорных слухов о том, что пришла пора Иудее править миром. Каким миром? Ну, конечно, Римским Миром! Слухи эти дошли до императора Тиберия, и он принял меры. Всех молодых иудеев, проживавших в Риме и метрополии, а их там было немало, взял, да и загнал в армию. Всех остальных евреев выселил в Равенну, и, это значит, что не Папе римскому Павлу VI принадлежит пальма первенства в создании еврейских гетто, а именно императору Тиберию.

После второй Иудейской войны император Адриан изгнал всех евреев из Иудеи, запретив им под страхом смерти жить на этой земле. И, между прочим, этим он – император Адриан - навсегда запутал вопрос: где есть граница Палестины иудейской и Палестины арабской, где еврейская территория, а где арабская! Да! Но это тема отдельная, ее касаться не будем. Вернемся к нашим евреям. И где же они, иудеи, расселились, и куда же они подались, гонимые императором Адрианом? А туда, где уже были иудейские, назовем их так, опорные пункты. Так возникли крупные колонии евреев в Александрии, Киликии, Каппадокии, Вифинии, в Ахайе и Иберии, то есть на территориях Египта, современной Турции, Греции и Испании. Заметим, расселились они преимущественно вдоль южного маршрута Великого Шелкового Пути от начала его в восточной части современной Турции, до его окончаний в современной испанской Андалузии и египетской Александрии. Вот так! С образованием православной Византии и усилением противоречий между иудейскими и христианскими, особенно армянскими, общинами, усилилась инфильтрация иудеев в Хазарию - к северному маршруту Великого Шелкового Пути. Причем здесь армяне? Да притом, что на протяжении долгого времени императорами Византии были представители армяно - македонской династии. А в Малой Азии и на Ближнем Востоке армяне во все времена были основными торговыми конкурентами иудеев. Понятно? Есть даже поговорка: «где прошел армянин, там еврею делать нечего». Что такое Хазария? Интересный вопрос. Гимн помните? «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…? Хазария – Хазарский Каганат – это разноплеменное государство с территорией на востоке от Прикаспийской низменности, где сейчас Астрахань, до Северного Приазовья на западе, где сейчас Таганрог, и на юге до отрогов Кавказа. Северный маршрут Шелкового Пути? Как он пролегал? От современного китайского Синьцзяня по югу Казахстана и далее через Узбекистан и Туркмению, на север, огибая Каспийское Море, через Каспийскую низменность и от нее на запад через Северное Приазовье и Причерноморье в Европу. Здесь, в северном Причерноморье, образуя важнейший торговый узел, сходились два оживленных торговых пути того времени: Северный маршрут Шелкового пути и торговый путь «из варяг в греки». Контроль над этим узлом и был камнем преткновения в отношениях между Киевской Русью и Хазарией. Что касается Хазарии, здесь есть интересный момент. Иудейская инфильтрация в Хазарию в конечном итоге привела к тому, что правящей элитой государства стали иудеи, а государственной религией при Иосифе II стал иудаизм. По моим подсчетам Хазарский Каганат с этой этнической верхушкой, формой правления и религией просуществовал семьдесят лет вплоть до полного разгрома этого государства в 965 году дружинами князя Святослава.

- Опять семьдесят лет, опять эта цифра?

- Да, опять семьдесят лет. Эта цифра появится еще не раз, запомните!

Продолжение следует.

Полный текст см. роман «Фокус гиперболы».

#история

#Израиль и Россия

#взгляд на библейские истории

#Будущее