В недавнем посте я коротко рассказал про первую конституцию на территории современной России: новгородско-княжеские договоры. Вот перевод первого из таких договоров (перевод сделан по изданию Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М., Л., 1949. С. 9-10 и сверен с фотокопией подлинника, размещенной на сайте rgada.info).
Это не вполне академический перевод: для понятности мне пришлось пожертвовать некоторой частью аутентичности. Так, слово «волость» почти везде переведено как слово «земля», а «пожня» как «луг» (теоретически, «пожня» могла быть и пахотным полем, поэтому в академическом переводе следовало бы оставить «пожню», «волость» тоже нужно было бы оставлять без перевода с подробным разъяснением смысла этого слова под звёздочкой). Тем не менее, этот перевод позволяет представить, какие вещи более всего волновали новгородцев XIII века в их отношениях с князем и в государственном устройстве в целом: честный суд, возможность собирать налоги самостоятельно, не доверяя этого сбора князю, пользоваться своими землями без вмешательства князя.
«Благословение от владыки, поклон от посадника Михаила, и от тысяцкого Кондрата, и от всех сотских, и от всех старейших, и от всего Новгорода к князю Ярославу.
На этом, князь, ты должен поцеловать крест, на чём уже целовал крест и отец твой Ярослав. Управлять тебе Новгородом по установленному порядку, как управлял твой отец.
[Вступивших в силу судебных] грамот тебе, князь, не пересматривать.
А мужей без вины земель тебе не лишать.
А без посадника тебе, князь, нельзя ни раздавать земель, ни выдавать [судебных] грамот [1].
А новгородскими землями тебе, князь, нельзя управлять с помощью своих мужей, но управлять с помощью новгородских мужей, а получать дары от этих земель ты будешь [2].
А вот новгородские земли: Волок со всеми землями, а тебе держать своего управляющего на своей половине, а новгородцам на второй половине во всей Волоцкой земле.
А в Торжке, князь, держать тебе своего управляющего на своей части, а новгородцам на своей части.
А Городец, князь, Дмитрий с новгородцами дали Иванку; этого тебе, князь, отменять нельзя [3].
А вот новгородские земли: Бежицы, Городец, Мелеча, Шипино, Егна, Вологда, Заволочье, Колопермь, Тре, Пермь, Югра, Печера. А те земли будут управляться новгородскими мужами, а дары от них ты будешь получать.
А на свиней тебе разрешается охотиться не ближе 60 верст от города [4].
А закладников, князь, не разрешается принимать ни тебе, ни твоей княгине, ни твоим боярам. Ни тебе, ни твоей княгине, ни твоим боярам не разрешается ни управлять селами в Новгородской земле, ни устраивать слободы в Новгородской земле.
А из Суздальской земли тебе нельзя ни судить в Новгороде, ни раздавать земли [5].
А на Озвадо тебе, князь, разрешается ездить летом для загонной охоты. А [дальше] в Русу тебе ехать нельзя, в Русу можно ехать [для охоты] каждую третью зиму.
А в Ладогу, князь, можно ехать каждое третье лето. А твоему осетрнику разрешается ездить в Ладогу по грамоте твоего отца.
А куда принято ездить твоему судье по волости, ехать им на размежевание земель после Петрова дня.
А что [касается] лугов, которые отнял у Новгорода твой брат, от этого тебе, князь, следует отказаться: что новгородцев, то новгородцам, а что исстари княжеское, то князю.
А вывод тебе, князь, во всей Новгородской земле не устраивать.
А дворянам твоим, князь, вести себя по-старому, как было принято сначала.
А от новгородца и новоторжца собирать на таможне по 2 белки с воза [с товаром] и с короба с хмелем.
А за Волок тебе не посылать своего мужа, но посылать новгородца.
На всем этом тебе следует поцеловать крест добровольно, правдиво, без всяких хитростей в присутствии наших послов».
[1] Важная особенность устройства Новгородской земли — так называемый «смесной» (совместный) суд князя и посадника. Князь был внешней, независимой силой. Но чтобы исключить его произвол, совместно с ним принимал решения посадник, избранный глава новгородского боярства. Только их совместное решение (князя мог представлять его наместник) имело законную силу.
[2] Важное ограничение власти князя: на указанных территориях, выделенных для его содержания, он не имел права собирать деньги и продукты самостоятельно. Это делали сами новгородцы, чтобы князь не мог взять себе лишнего.
[3] Наряду с повторяющимися из договора в договор формулами существовали и вот такие небольшие условия, которые проистекали из сиюминутных конфликтов.
[4] Для нас это кажется немного смешным, но вопросы об охотничьих угодьях в Древней Руси были очень острыми. Вблизи города имели право охотиться только сами новгородцы.
[5] Потому что, понятное дело, такой суд нельзя производить совместно с новгородским посадником, который жил в Новгороде.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации!